Молодость
этого автомобиля пришлась на драматичный перелом эпох. Он — символ
могущества державы-победительницы, участник битв холодной войны,
свидетель хрущевской оттепели.

Когда,
выезжая с асфальта Никольской на брусчатку Красной площади, оставив
слева ГУМ, а справа веселенькие башенки Исторического музея и
мрачноватые параллелограммы Мавзолея, направил черный капот с красным
флажком на Спасские ворота, вдруг почувствовал в лопатках холодок.
Показалось, что сзади из-за стекла, отделяющего меня от мягкого дивана,
кто-то пристально смотрит в затылок. Спасские ворота приближаются. И
еще не известно: кому надо сильнее волноваться? У пассажира причин для
этого, наверняка, не меньше… Что это я? Сегодня ведь не 1946-й, когда
этот ЗИС был совсем новым, а 2008-й! Машина навеяла…
ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ
Ходили слухи (вокруг этой машины их столько, что иной раз и
автомобиля-то не разглядеть), будто сам «отец народов» повелел
копировать главный автомобиль страны – лимузин имени себя (ЗИС – Завод
имени Сталина) с американского «Паккарда». Сколько в этом правды,
теперь доподлинно не скажет никто. Но проектирование автомобиля,
достойного высшего руководства страны, действительно курировали на
самом верху.

Машина,
и правда, похожа на предвоенный «Паккард», однако не повторяет его в
точности. Именно «паккарды» ЗИС должен был потеснить в Гараже Особого
Назначения, поскольку до войны на них-то в основном и ездили высшие
руководители страны. Державе-победительнице нужен был свой автомобиль,
к которому лозунг «у советских – собственная гордость» применим без
натяжки. Она его получила…

ЗИС-110
построили по американским канонам, стараясь перенять от союзников
(пока!) все самое передовое. Для СССР, да, в общем-то, и для
европейского автомобилестроения, действительно, очень много необычного.
Можно представить, какими глазами в победном 1945-м, когда на улицах
появились первые ЗИС-110, прохожие смотрели на сверкающие лаком и
хромом лимузины. Как удивлялись посвященные в технические тонкости!
Восьмицилиндровый рядный мотор (по меркам 1940-х, правда, уже
устаревшая схема) – с гидротолкателями клапанов, не требующими
регулировки, воздушная заслонка и жалюзи радиатора – автоматические,
закрывающиеся в зависимости от температуры воды в системе охлаждения! В
салоне – радиоприемник (как писали в инструкции «6-ламповый
супергетеродин»), часы, мощный отопитель, закуриватель (вновь
терминология «Инструкции по эксплоатации»). И уж совсем чудо –
электрогидравлические стеклоподъемники, в том числе для перегородки
салона! Электрический насос подавал масло к гидроцилиндрам, двигающим
стекла.
Машина, действительно, получилась вполне достойной вождей. Оставалась
«малость». Для высшего руководства страны создали ЗИС-115 –
бронированный, но внешне почти неотличимый от обычного.
У ШТУРВАЛА ФЛАГМАНА
Определенно одна из черт, необходимых профессиональному шоферу шесть
десятилетий назад, – некрупная комплекция. Прямо как в кавалерии и
танковых частях! За спинкой нерегулируемого переднего дивана – площадь,
сравнимая с кухней в «хрущевке». А тот, кто за рулем, должен быть готов
к тяготам и лишениям госслужбы. Впрочем, при определенных навыках найти
удобную позу нетрудно: руки на нижней половине руля, ноги не слишком
выпрямлены, а потому готовы к взаимодействию с очень тугими педалями.

У
ЗИС-110 не было заводной рукоятки – только электростартер. От кривого
отказались, считая, вероятно, что для такой машины вульгарный «ручной
стартер» просто неприличен. Прислушиваясь к бурчанию двигателя,
кажется, можно пересчитать каждый оборот холостого хода. Но чтобы
стронуть почти 2,5-тонную (снаряженная масса!) машину с места, нужно
нажать на тугую педаль газа от души. Но сначала стоит приноровиться к
рычагу переключения передач. Привод неожиданно менее четкий, нежели на
«Победе» и «Волге», да и ходы рычага гораздо больше. Возможно, на новой
машине было получше, но вряд ли намного.

Не
сумев поймать вторую, попытался обмануть машину, перейдя с первой на
третью. Но жалея ревущий, словно обиженный медведь, двигатель,
недостаточно разогнался. Ход автомобиль набрал с трудом, позорно
дергаясь. На третьей – прямой можно ездить с 35 км/ч, но набрать их на
очень короткой первой (кстати, несинхронизированной) без истошного рева
мотора невозможно. А ведь мощность ЗИСа казалась его современникам
огромной. Шутка ли, почти в три раза больше, чем у «Победы» – целых 140
л.с.!

Рывки
и качки – не для такой машины. Словосочетание Плавность Хода по праву
следует писать с большой буквы! Где-то там внизу шины тихонько
прошлепали по брусчатке. Теперь тяжеленный длиннобазный автомобиль
плывет по подмосковной дороге, величественно не замечая канавки и
выбоины. Ни водитель, ни тем более «Сам», на мягком заднем диване
решающий важные государственные задачи, неровностей не ощущают.
Чтобы не нарушить гармонию, ни в коем случае не делать резких движений
рулем! Попытка чуть резче объехать какую-то выбоину отозвалась
неторопливым, но заметным возмущением огромного капота, а затем, с
задержкой – непривычными колебаниями кузова где-то в середине базы. Это
он «пообщался» с рамой, к которой закреплен в 20 точках.
Перед поворотом следует притормозить, с мужским усилием продавив тугую
педаль, перейти на вторую (научился!) и плавно направить нос машины по
назначению. Попытка сделать это чуть быстрее отзывается неприятным
креном кузова. Не знаю уж, насколько быстро возили партийных и
государственных небожителей полвека назад? Но их шоферы, наверняка,
были истинные мастера своего дела!
БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Он служил главной машиной страны, ее гордостью более десяти лет. На
ЗИС-110 (или бронированных ЗИС-115) возили тех, кто вершил судьбы
гигантской державы, а порой и всего мира.
Из такого автомобиля, неторопливо катившего по Садовому кольцу,
сверкало наводящее ужас на миллионы строителей коммунизма пенсне. На
полу такого же лимузина обладателя пенсне вывезли из Кремля в последний
раз…
Купить ЗИС-110, разумеется, было нельзя, только – заслужить. Машиной,
например, поощряли самых заслуженных ученых. В «Весне» Григория
Александрова в ЗИСе возят героиню Любови Орловой – светило в области
солнечной энергии. А в жизни правительство премировало ЗИСом
И.Курчатова – за успешное создание столь необходимого стране «изделия»,
тоже обладающего огромной энергией. И представьте: наряду с этим
ЗИС-110 работали в такси и «скорой помощи»! Лимузин, созданный для
«отца народов» и его окружения, переехал и в эпоху оттепели. Никита
Сергеевич Хрущев, любивший, в отличие от предшественника, ездить по
колхозам и совхозам, порой передвигался в полноприводном 110-м. Проще и
дешевле, чем строить дороги! Но новые времена требовали иной
«собственной гордости» – иных машин. Никогда уже легковые автомобили
завода, сменившего после ХХ съезда КПСС имя Сталина на Лихачева, не
будут собирать в таких количествах, никогда уже они не станут работать
в такси и перевозить больных.
Говорят, жить в эпоху перемен – небольшая радость. С точки зрения
комфорта – конечно, с позиций приобретения опыта – совсем наоборот. К
автомобилям это относится в еще большей степени. ЗИС-110 может
рассказать бурчанием огромного нижнеклапанного мотора, подвыванием
трансмиссии и поскрипыванием салона очень и очень многое. Уметь бы
слушать…
Серийное
производство ЗИС-110 с рядным 8-цилиндровым мотором объемом 6 л и
мощностью 140 л.с. начали в 1945-м. Помимо стандартных лимузинов
строили бронированные – ЗИС-115 (около 40 экземпляров), ЗИС-110Б со
съемной крышей, санитарные ЗИС-110А. Выпустили и несколько
полноприводных машин. На них, как и на бронированных лимузинах, стоял
форсированный до 162 л.с. мотор. Последние ЗИС-110 (завод уже назывался
ЗИЛ) построили в 1958 году. Всего изготовили 2089 экземпляров.
Редакция благодарит Дмитрия Октябрьского и музей «Моторы Октября» за
предоставленный автомобиль, Комендатуру Московского Кремля за помощь в
организации съемки.
Источник: журнал "За рулем"