Фильтр
тонкой очистки при работе двигателя постоянно удаляет из системы смазки
абразивные частицы, способные вызывать повышенный износ трущихся
деталей. От качества очистки зависит не только интервал замены масла,
но и ресурс мотора.
Основные производители фильтров
Масляные фильтры в связи с особенностями их
производства изготавливают в основном специализированные фирмы. Они
используют высококачественную фильтровальную бумагу, которую способны
производить всего несколько фирм в мире. В последние годы производство
фильтров освоили относительно новые предприятия, размещенные в странах
Азии. Кроме того, ряд европейских и американских фирм имеет свои
филиалы в данных странах.
Наиболее известными производителями автомобильных масляных фильтров в настоящее время являются:
Страны Европы: Sogefi Filtration (эта фирма
более 60 лет представлена на мировом рынке, ее фильтры с торговыми
марками «FIAAM» и «FRAM» широко применяются на европейских,
американских, японских, корейских и российских автомобилях); Mann +
Hummel Pro Tec Gmbh (торговая марка «MANN FILTER»); MAHLE (торговые
марки «Mahle» и «Knecht»); Hengst Filterwerke (торговая марка «Hengst
Filter»); UFI filters (торговая марка «SOFIMA»); SCT-Vertriebs Gmbh
(торговая марка «SCT»).
США: Donaldson; Wix
(Wix-Filtron); Fleetguard; Federal Mogul (эта фирма транснациональная,
известна под торговой маркой «Champion»).
Китай – NAFIL Filter Co; QAP Automotive Industries Ltd.
Тайвань – PEKO Inc. Ltd.
Южная Корея – KANGNAM Filter Co; SE-KWANG Ind. Co.
Турция – Fil Filter Ltd; ASAS Filter Ind.
В России, наряду с давно работавшими производителями фильтров – «ЛААЗ»,
«ЭЗТФ», «ЧАЗ» и «ЗАРЯ», в последние годы появилось около 50 новых фирм,
таких как НПФ «Невский фильтр», «Промышленно-Торговая Группа БИГ»
(торговая марка «БИГфильтр»), «Салют-фильтр», «ЦИТРОН», «J-CARS» и др.
Общие сведения
Автомобильные масляные фильтры должны отвечать следующим требованиям:
обладать достаточной грязеемкостью –
способностью задерживать и накапливать значительное количество
загрязняющих масло примесей, что в основном зависит от размера
фильтрующего элемента и определяет срок службы фильтра;
обеспечивать оптимальную тонкость отсева загрязняющих примесей – определяется размером пор фильтрующего элемента1;
иметь
небольшое гидравлическое сопротивление – для облегчения подачи
загустевшего масла к трущимся парам при холодном пуске двигателя;
иметь
достаточную прочность корпуса и надежное уплотнение по соединению с
мотором – на случай аварийного повышения давления в системе смазки или
внешних механических воздействий.
Очистка масла в системе смазки двигателя может производиться по двум основным схемам:
полнопоточной – включающей в себя один фильтр, через который прокачивается все масло, подаваемое масляным насосом (рис. 1);
комбинированной
– включающей в себя, кроме полнопоточного фильтра, частичнопоточный
фильтр или в некоторых случаях центрифугу (рис. 2).
Загрязняющие масло примеси, в зависимости от их происхождения, бывают:
органические – продукты неполного сгорания
топлива и небольшого количества моторного масла, неизбежно попадающего
в камеру сгорания (это связано с явлением «угар» масла);
неорганические – пыль и металлические частицы износа деталей, образующиеся при обкатке и последующей работе мотора.
Интенсивность загрязнения моторного масла зависит от конструкции и
технического состояния двигателя, качества применяемого топлива,
условий эксплуатации и многих других факторов.
Устройство фильтров
Масляный фильтр (рис. 3) состоит из корпуса, в котором
находятся фильтрующий элемент и при необходимости – перепускной,
противодренажный и противосливной клапаны. В зависимости от конструкции
корпуса, фильтры могут быть двух типов:
неразборные (spin-on), получившие в настоящее
время наибольшее распространение благодаря компактности, низкой
стоимости и удобству замены;
разборные (replaceable
cartridge) со сменным фильтрующим элементом, применяющиеся реже, так
как имеют увеличенные габариты и менее удобны в обслуживании.
Фильтрующий элемент («штора») чаще всего изготавливается из специальной
гофрированной бумаги, пропитанной смолами. Такая бумага обладает
высокой пористостью, а благодаря пропитке – прочностью, водо- и
маслостойкостью. Для достижения максимально возможной площади
фильтрующей поверхности при минимальных габаритах фильтра бумагу
укладывают специальным образом, обычно в виде многолучевой «звезды».
Фильтрующие элементы объемного типа из хлопчатобумажных, синтетических и искусственных волокон применяются реже.
Перепускной клапан (вy-pass valve) иногда называют предохранительным,
обводным или байпасным. Его назначение – обеспечить гарантированную
подачу моторного масла в систему смазки двигателя в случае, если оно не
может пройти через фильтрующий элемент при его полном засорении или
слишком большой вязкости масла при низких температурах. Давление
срабатывания перепускного клапана устанавливается в зависимости от
конструкции двигателя и у разных моделей находится в пределах 0,55–2,6
кг/см2.
Противодренажный клапан (аnti-drain valve) предотвращает слив масла из
фильтра и масляных каналов в картер двигателя после его остановки. Это
исключает при последующем пуске задержку подачи масла в систему смазки
из-за образования воздушной пробки. Самая распространенная конструкция
противодренажного клапана представляет из себя подпружиненный резиновый
диск, закрывающий изнутри входные отверстия в корпусе фильтра.
Противосливной клапан (аnti-syphon valve) обычно устанавливается в
неразборных фильтрах в комбинации с перепускным или противодренажным
клапаном и не позволяет маслу выливаться из корпуса через выходное
отверстие при замене отработавшего фильтра.
Отсутствие некоторых клапанов в фильтре возможно в случаях, когда:
фильтр размещен на двигателе так, что масло из
корпуса вытечь не может, поэтому нет необходимости в наличии
противодренажного и противосливного клапанов;
перепускной клапан установлен вне фильтра непосредственно на двигателе.
Общие рекомендации
Выбирать фильтр лучше по каталогам
фирм-производителей. Для этого необходима информация о модели
автомобиля и двигателя или идентификационный номер (VIN).
При использования фильтров от других автомобилей необходимо учитывать,
что совпадение габаритных размеров, присоединительной резьбы, способа
уплотнения и количества встроенных клапанов не может гарантировать
равноценную замену.
Например:
установка фильтра от «Фольксвагена» на
«Жигули» может стать причиной масляного голодания двигателя, так как у
этого фильтра перепускной клапан открывается при давлении 2,1–2,6 кг/см2 вместо положенных для «Жигулей» 0,6–0,75 кг/см2 и при холодном пуске загустевшее масло к трущимся поверхностям будет поступать в недостаточном количестве;
установка
фильтра от «Жигулей» на «Фольксваген» приведет к почти постоянному
протоку масла в обход фильтрующего элемента даже на прогретом
двигателе, так как перепускной клапан откроется при давлении 0,6–0,75
кг/см2 вместо положенных для «Фольксвагена» 2,1–2,6 кг/см2.
Фильтры-подделки теряют свою работоспособность и перестают очищать
масло гораздо раньше «оригинальных». Их применение может существенно
уменьшить ресурс двигателя. Дефекты, отличающие подделку от
качественного неразборного масляного фильтра, такие как негерметичность
противодренажного клапана, повышенное гидравлическое сопротивление и
малый ресурс, невозможно определить визуально.
Внешний осмотр позволяет выявить только явные признаки некачественного изделия:
маркировка смазана, содержит неточности и противоречия, а также грамматические ошибки, особенно в тексте на иностранных языках;
на резьбе заусенцы, на корпусе следы сварки, трещины в местах вальцовки;
резиновое уплотнение неплотно ложится на основание корпуса;
фильтрующая
штора выполнена с малым количеством гофр, к тому же распределенных
неравномерно (это можно увидеть через отверстия в корпусе).
Наиболее надежный способ уберечься от подделки – приобретение фильтра в
крупных специализированных магазинах автозапчастей или фирменных
сервисных центрах.
Периодичность замены фильтра и масла в двигателе указана в инструкции к
автомобилю. Однако следует иметь в виду, что тяжелые условия
эксплуатации машины (городские в том числе) сокращают срок их службы. К
таким условиям можно отнести частые запуски и остановки неполностью
прогретого мотора, его продолжительную работу на холостом ходу,
запыленность воздуха и низкое качество топлива. Поэтому более частая в
разумных пределах замена моторного масла и фильтра положительно
отражается на общем ресурсе двигателя.
Образование воздушных пробок в маслоприемнике или во всасывающем
патрубке масляного насоса иногда возможно при замене моторного масла.
Они препятствуют засасыванию его насосом и созданию рабочего давления в
системе смазки. Из-за этого после пуска двигателя на панели приборов
продолжает гореть красный световой индикатор недостаточного давления
моторного масла.
Часто считают, что виноват вновь установленный масляный фильтр и его
меняют еще раз. Иногда давление масла при этом восстанавливается, так
как в процессе повторной замены воздушная пробка удаляется, подтверждая
ошибочное предположение о дефектности первого фильтра.
Если после замены масла и фильтра красный световой индикатор не гаснет более 30 секунд после пуска двигателя, то следует:
выключить двигатель;
отвернуть масляный фильтр так, чтобы ослабить резиновое уплотнение;
отключить систему зажигания и прокрутить стартером двигатель до тех пор, пока из-под резинового уплотнения не появится масло;
вновь завернуть масляный фильтр и удалить подтеки;
подключить
систему зажигания и пустить двигатель, давление масла должно достигнуть
нормальной величины не более чем за 10 секунд.
Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов ОАО «НАТИ».
1 Фильтрующий элемент со слишком мелкими
порами быстро засоряется микрочастицами, не представляющими для
двигателя большой опасности, а фильтр с крупными порами не обеспечивает
необходимую очистку масла.