Правилами
дорожного движения (ПДД) практически невозможно предусмотреть все
возможные варианты взаимоотношений его участников. Буквальное
следование букве закона, особенно в условиях городских «пробок», иногда
приводит к тупиковым ситуациям. В таких случаях могут оказаться
полезными неформальные правила водительской этики.
Характер и результат взаимоотношений водителей в
процессе движения зависят от личностных свойств каждого из них и
сложившейся ситуации. Здесь возможны проявления как
предупредительности, так и односторонней или взаимной агрессии.
Некоторые водители не хотят понимать, что неправильные действия другого
возможно вызваны незнанием местности, недостаточной квалификацией,
неисправностью автомобиля или плохим самочувствием. Никто себя не
считает грубым, наглым и невоспитанным человеком но, несмотря на это,
многие не уступают свое преимущество даже тем водителям, кто явно
находится в затруднительном положении. При этом не учитывается, что
действия водителя, попавшего в сложную ситуацию, могут оказаться
непредсказуемыми и опасными. В результате возможно возникновение
аварийной обстановки и не исключено, что в числе пострадавших окажутся
участники движения, имеющие преимущество.
Безопасное вождение должно быть основано на сотрудничестве между
водителями, а не конкуренции. Поэтому относиться к другим следует так,
как хотелось, чтобы относились к тебе, терпеливо и спокойно реагировать
на их действия, даже явно ошибочные. В любой ситуации необходимо
действовать четко и понятно для других водителей и пешеходов, это
поможет избежать многих неприятностей.
В странах со сложившимися автомобильными традициями отношения между всеми участниками дорожного движения1,
как правило, носят корректный и дружественный характер. Они основаны не
только на официальных ПДД, но и на общепринятых в данном регионе
неформальных правилах дорожной этики.
Общие правила "хорошего тона"
Без взаимовыручки водителей в переполненном
автомобилями городе ездить очень трудно. Бывает так, что просто
необходимо уступить свое преимущество в движении и пропустить встречный
автомобиль, поворачивающий налево или выезжающий с второстепенной
улицы. Если этого не сделать, может усложниться дорожная ситуация и
образоваться очередная пробка.
Хорошо понимающие все сложности управления автомобилем опытные и
тактичные водители придерживаются некоторых неписаных правил, а именно:
- уступают дорогу автомобилю (хотя бы одному), если он не может втиснуться в плотный поток или перестроиться;
- пропускают автомобиль, выезжающий из-за препятствия или в условиях ограниченной видимости;
- пропускают автомобиль, который вынужден перестраиваться на соседнюю полосу движения из-за внезапно появившейся помехи2;
- уступают дорогу автомобилю, за рулем которого находится неопытный водитель;
- оказывают помощь в дороге другим водителям, когда они об этом просят или явно находятся в беспомощном состоянии;
- не забывают благодарить других водителей (например, поднятием руки), если они уступили свое преимущество в движении или предупредили об опасности;
- никогда не отвечают грубостью на грубость, соблюдают важнейшее неформальное правило – «дай дорогу дураку»;
- объезжают стоящие автомобили с интервалом, позволяющим полностью открыть дверь выходящему водителю или пассажиру;
- стараются не создавать помех соседним рядам, сократив до необходимого минимума перестроения;
- как можно левее (правее) располагают автомобиль на проезжей части для выполнения поворота, в ожидании разрешающего сигнала светофора или регулировщика;
- стараются парковать автомобиль удобно для окружающих, не создавая очередное препятствие для движения;
- не держат без необходимости ногу на педали тормоза,
стоя у светофора в темное время, а пользуются «ручником», так как яркие
стоп-сигналы могут ослеплять водителей автомобилей, находящихся сзади;
- переключают дальний свет фар на ближний
(при встречных разъездах в темное время суток) заблаговременно, даже
если расстояние между автомобилями более 150 метров, предусмотренных
ПДД (п.19.2), так как эффект ослепления может возникнуть раньше;
- не выбрасывают мусор
из стоящего и тем более двигающегося автомобиля, помня, какой дурной
пример при этом подается своим или чужим детям и что улицы города и
проезжая часть это не помойка;
- не осложняют жизнь горожан
своим автомобилем, исключив возможность самопроизвольного срабатывания
сирены охранной сигнализации и отрегулировав ее датчики, а также не
подают звуковых сигналов во дворах и вблизи от жилых домов;
- пропускают пешеходов
на нерегулируемых обозначенных пешеходных переходах, подают знак рукой,
что стоящие на тротуаре, а тем более уже находящиеся на проезжей части
могут переходить улицу или закончить переход.
Неформальная сигнализация
Находясь в автомобиле, водители не могут иметь прямых
контактов между собой и вынуждены обмениваться информацией другим
способом. В этом случае сигналы, подаваемые световыми приборами или
рукой, являются наиболее доступными способами общения.
В соответствии с ПДД (п. 19.11) сигналы фарами могут применяться для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним:
в светлое время суток – периодическое кратковременное включение и выключение света фар;
- в темное время – многократное переключение фар с ближнего на дальний свет.
- некоторые световые сигналы, не предусмотренные ПДД, используются в различных ситуациях для информирования других водителей.
Кратковременное «моргание» фарами дальнего света означает:
- встречным автомобилям – «впереди какая-то опасность или помеха движению»;
- при выезде с второстепенной дороги – «просьба уступить дорогу»;
- впереди идущему автомобилю – «уступи дорогу» (некоторые водители используют непрерывный дальний свет).
- в случае явного замедления движения или остановки автомобиля, имеющего преимущество в движении, – «уступаю дорогу».
Сигналы «поворотниками» подают в основном водители большегрузных автомобилей и автобусов на загородных шоссе для обгоняющего их транспорта:
- включен левый сигнал – «осторожно, обгонять нельзя, впереди опасность»;
- включен правый сигнал – «можно обгонять, пропускаю, путь свободен».
Наиболее распространенные жесты означают:
- кисть руки описывает круг и указывает вниз – у автомобиля спустила шина;
- указание рукой на дверь автомобиля – она не закрыта или что-то зажато в дверном проеме, например ремень безопасности или часть одежды;
- указание рукой на обочину
(в серьезных случаях внимание привлекают гудком или светом фар) – у
автомобиля какая-то неисправность, необходимо срочно остановиться;
- водитель, стоящий около автомобиля с канистрой, куском шланга или буксировочным тросом в руке – просьба поделиться топливом или помочь в буксировке (соответственно).
Все случаи предусмотреть невозможно, поэтому при необходимости
допустимо применять другие сигналы, главное чтобы они были однозначно
понятны тем, кому они предназначены.
В плотном городском потоке даже опытные водители не в состоянии
двигаться так, чтобы никому и никогда не помешать. Все больше водителей
понимают это и в необходимых случаях придерживаются неформальных
правил, позволяющих избежать конфликтных ситуаций.
1 Не следует забывать, что к участникам
дорожного движения относятся не только водители механических
транспортных средств, но и пешеходы и велосипедисты.
2 Например, при объезде внезапно появившегося пешехода или другого препятствия.
|