Автомобили
массового производства лишены индивидуальности, так как заводская
окраска не позволяет придать им оригинальный внешний вид. Хорошо
выполненный стильный рисунок на кузове может не только подчеркнуть
дизайн автомобиля, но и в определенной степени охарактеризовать его
владельца, способствовать защите от угона.
Общие сведения
Аэрография – художественный прием, когда с помощью
специального инструмента (аэрографа) краска из накопителя с помощью
сжатого воздуха распыляется на специально подготовленную поверхность.
Толщину струи распыла можно регулировать в широких пределах, начиная от
0,2 мм. В арсенале квалифицированного художника обычно имеется набор
разнообразных аэрографов (фото 1).
 |
Фото 1. Аэрографы |
Процесс нанесения рисунка носит творческий характер и трудно поддается
стоимостной оценке, вследствие чего затраты могут быть достаточно
велики. Они частично окупаются тем, что автомобиль в определенной
степени защищается от угона, так как его оригинальный внешний вид
привлекает всеобщее внимание.
Нанесение рисунка
После выбора художника и специализированного автосервиса работу проводят в несколько этапов.
Выбор рисунка. После осмотра автомобиля художник может
предложить свою идею оформления автомобиля, следуя новым течениям в
искусстве аэрографии. Сегодня лучшие из них не рекомендуют наносить
картинки на отдельные детали кузова, а предлагают подчеркнуть
дизайнерский потенциал, заложенный автопроизводителем (фото 2). Следует
отметить, что не часто заказчики привозят свой рисунок и просят нанести
его на автомобиль. В этом случае только профессионал может создать
новый образ автомобиля, подчеркнуть его достоинства и сделать его
объектом искусства. Самые востребованные темы: репродукции известных
художников и биомеханика – изображение различных механизмов и деталей
автомобиля (фото 3).
 |
 |
|
Фото 2. Nissan Z350 (художник Айдар Валеев) |
Фото 3. Infinity FX 45 (художник Мартин) |
Разработка эскизного проекта. Если изначально заказчиком не
определена тема будущей росписи, профессиональный художник делает
несколько вариантов эскизов с разными композиционными решениями и на
разные темы (фото 4, 5). Если проект одобрен, машина остается в
мастерской на срок 10–30 дней, в зависимости от сложности работы.
Каким бы красивым рисунок ни казался на бумаге или экране компьютера, в
реальности он будет смотреться значительно выигрышней и объемней. Такой
эффект дает глянец лакового покрытия.
 |
 |
Фото 4. Audi A4 (художники Айдар Валеев, Игорь Козинов) |
Фото 5. Audi A4 (художник Игорь Козинов) |
Подготовка кузова к нанесению рисунка. Подготовку поверхности
начинают с демонтажа молдингов, дверных ручек и тех элементов кузова,
которые не должны попасть в зону окрашивания. Для того чтобы краска
имела хорошее сцепление (адгезию) с окрашиваемой поверхностью, кузов
автомобиля обрабатывают специальной абразивной пастой, которая придает
глянцевой поверхности шероховатую структуру. На автомашинах, бывших в
эксплуатации, сначала устраняют все дефекты на кузове. В некоторых
случаях может потребоваться окраска всего автомобиля.
Фото 6. Краскопульт |
Нанесение рисунка. Сначала краскопультом (фото 6) наносится
фоновая краска, которая будет служить подложкой для будущего рисунка.
Затем художник аэрографом начинает создавать контурный рисунок,
постепенно проявляет его объем и вводит цветовую гамму. Зачастую для
решения той или иной задачи в рисунке используются разовые трафареты и
маскирующие пленки. Некоторые художники работают без трафаретов, такой
прием в аэрографии называется «свободная рука».
Современные автомобильные краски позволяют сделать рисунок на кузове
автомобиля выразительным и стойким к выгоранию от солнечных лучей, а
последующая лакировка дополнительно защищает кузов от коррозии.
Нанесение защитного покрытия. Чтобы рисунок не терял своих
качеств в течение времени, совпадающего со сроком службы автомобиля,
его покрывают двумя-тремя слоями лака с промежуточной сушкой и
последующей полировкой. Поэтому на сервисе обязательно должна быть
современная покрасочная камера и грамотный персонал. Многослойное
лакирование нивелирует толщину нанесенной краски и улучшает восприятие
цвета рисунка.
Уход за аэрографическим рисунком. Автомобиль с рисунком требует
такого же ухода при эксплуатации, как и автомобиль без него: также
можно наносить защитные полироли, а при появлении небольших царапин на
лаке применять защитную полировку. Машину можно мыть и полировать на
обычных автомойках (лучше бесконтактным способом).
Особенности эксплуатации автомобиля с росписью
Основная причина беспокойства – механический ущерб,
способный повлечь повреждение рисунка и его последующее дорогостоящее и
сложное восстановление. Стоимость художественной росписи превышает
стоимость обычной покраски, а езда в таком мегаполисе как Москва и
возможная порча автомобиля вандалами приводит к выводу о необходимости
страхования рисунка. При этом страховая сумма устанавливается исходя из
стоимости автомобиля и установленного на нем дополнительного
оборудования (в том числе рисунка). Условия страхования и тарифы в
таких случаях определяются после индивидуального собеседования. Но не
все страховщики соглашаются принимать такие риски.
Владельцу раскрашенного автомобиля следует строго соблюдать правила на
дорогах, так как у инспекторов ГИБДД появляется излишнее внимание к
состоятельному водителю, не пожалевшему средств на «картинку».
Рекомендации
Результат работы по нанесению рисунка во многом
зависит от выбора художника, так как новый облик автомобиля в
значительной степени будет зависеть от его стиля и мастерства (следует
ознакомиться с предыдущими работами).
В настоящее время в Москве около 50 мастерских занимаются
художественной росписью автомобилей. Многие современные автосервисы
имеют свой дизайн-центр, оснащенный всем необходимым. Помимо
оборудования, необходимого художнику для нанесения рисунка, обязательно
наличие покрасочной камеры, без которой практически невозможно получить
покрытие с отличной атмосферной стойкостью и высокой механической
прочностью.
|