Некачественный
автомобильный бензин способен отрицательно повлиять на работу
двигателя, а также засорить карбюратор, фильтр, форсунки и т.д.
Избежать отрицательных последствий от его применения можно с помощью
различных добавок в топливо, продаваемых в магазинах автозапчастей.
Общие сведения
Автомобильные бензины это смесь углеводородов,
вырабатываемых из природного сырья – нефти и газового конденсата. Их
производят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), при этом добавляя
различные присадки для получения необходимых эксплуатационных свойств:
стойкости к детонации – взрывному
процессу сгорания, сопровождаемому перегревом, характерным стуком в
двигателе, падением мощности, дымным выхлопом и повышением температуры
в цилиндре1.
испаряемости, обеспечивающей создание горючей смеси с воздухом при любой температуре окружающей среды;
отсутствия склонности
к образованию отложений в топливном баке, топливопроводах, карбюраторе,
на форсунках впрысковых двигателей, дроссельной заслонке, впускных
клапанах и поршневых кольцах;
понижения нагарообразования
на деталях, расположенных в камере сгорания и системе выпуска
отработавших газов, что особенно актуально при наличии каталитического
нейтрализатора;
снижения выбросов вредных веществ с выхлопными газами, в частности бензола и серы.
Заводские присадки должны быть введены в бензин производителем в
соответствии с нормативной и технологической документацией. Например,
согласно ГОСТ Р 51105-97 предусмотрены высокооктановые,
антиокислительные, моющие и другие присадки, улучшающие качество
бензинов и допущенные к применению в Россиийской Федерации.
Обозначение бензинов по ГОСТ 2084-77, наиболее распространенных в настоящее время, включает в себя следующие буквы и цифры:
«А» – автомобильный;
«И» – для бензинов, октановое число2 которых определено исследовательским методом (при моторном методе эта буква в обозначении не ставится);
далее две цифры – октановое число, характеризующее стойкость к детонации3.
Марки автомобильных бензинов, вырабатываемых российскими НПЗ:
АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и АИ-98 – по ГОСТ 2084-77 и различным заводским ТУ4.
«Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98» – по ГОСТ Р 51105-97, обладающие улучшенными свойствами (см. табл.) и обеспечивающие возможность выполнения норм Евро-2.
Основные показатели качества автомобильных бензинов
Показатели
Бензины по ГОСТ Р51105-97
Бензины по ГОСТ Р51866-2002
Нормаль-80 (АИ-80)
Регуляр-92 (АИ-92)
Премиум-95 (АИ-95)
Супер-98 (АИ-98)
Регуляр Евро-92 (АИ-92)
Премиум Евро-95 (АИ-95)
Супер Евро-98 (АИ-98)
Октановое число, не менее
по моторному методу
76
83
85
88
83
85
88
по исследовательскому методу
80
92
95
98
92
95
98
Содержание свинца, г/дмз, не более
0,010
0,005
Содержание смол, мг/100смз, не более
5,0
5,0
Массовая доля серы, %, не более
0,05
0,015
Объемная доля бензола, %, не более
5,0
1,0
Плотность при 15°С, г/дмз
700-750
725-780
720-775
Внешний вид
Чистый, прозрачный
Чистый, прозрачный
«Регуляр
Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98» – по ГОСТ Р 51866-2002,
соответствующему европейскому стандарту ЕН-228-99 (предназначены для
обеспечения норм Евро-3).
Основные показатели качества автомобильных бензинов по ГОСТ Р51105-97 и ГОСТ Р51866-2002 представлены в таблице.
Технологическое оборудование, используемое сырье и присадки на
различных НПЗ неодинаковы. Поэтому вырабатываемые ими бензины
отличаются по составу, даже если относятся к одной марке. В любом
случае качественным считается топливо, полностью соответствующее ГОСТу
или ТУ, по которым оно произведено. Появление на рынке некачественного
продукта может быть связано с тем, что бензин:
долго хранился при высокой температуре в
металлической емкости или был смешан с низкокачественным топливом в
процессе транспортирования – в результате его химический состав
изменился и он утратил свои первоначальные свойства;
был
изготовлен из низкооктановых компонентов путем добавления
антидетонационных присадок в концентрациях, превышающих допустимые
нормы, и формально соответствует требованию по октановому числу;
представляет
собой суррогат, изготовленный недобросовестным производителем и не
соответствующий требованиям ни одного из стандартов.
Добавки в бензин
Добавки вводятся в бензин в процессе эксплуатации автомобиля для
улучшения его свойств, а также промывки и удаления образовавшихся
отложений и нагара. В розничной торговле, как правило, предлагаются
смеси, расфасованные в пластмассовые флаконы или жестяные банки
емкостью 236–473 мл. Наряду с основными свойствами, октаноповышающими,
водоудаляющими и моющими, эти смеси имеют ряд других дополнительных
свойств. Для этого в их состав могут быть введены:
инициаторы и катализаторы, интенсифицирующие процесс горения топлива и снижающие нагарообразование;
стабилизаторы, предотвращающие окисление топлива при хранении;
модификаторы трения, образующие на поверхностях пленку, предохраняющую трущиеся пары от износа и снижающую потери на трение;
антикоррозийные присадки, уменьшающие повреждение металлов, вызванное агрессивными веществами, содержащимися в топливе и в продуктах сгорания;
пусковые присадки, улучшающие воспламеняемость топлива, так как обладают хорошей испаряемостью, что особенно необходимо при низких температурах;
приработочные присадки, ускоряющие приработку трущихся деталей двигателя после ремонта.
Для турбированных автомобилей и при наличии нейтрализатора
отработавших газов применяют безопасные для них добавки, что должно
быть указано наэтикетке5.
Антидетонаторы или «октан-бустеры» предназначены для увеличения октанового числа бензина. В настоящее время их в основном изготавливают на основе:
окислов железа – эффективны и
нетоксичны, но при превышении допустимой концентрации могут вызвать
нагарообразование красного цвета, особенно опасное для свечей зажигания;
соединений марганца – эффективны и малотоксичны, но образуют нагар, способный вызвать отказ свечей зажигания;
ароматических аминов
– эффективны, хорошо совмещаются с другими антидетонаторами, усиливая
их действие, но при передозировке могут вызвать отложения в системе
питания топливом и нагарообразование, ускорить износ деталей двигателя
(отличаются неприятным запахом).
Удалители влаги препятствуют кристаллизации воды и образуют при
введении в бензин низкозамерзающие смеси, что исключает возможность
образования ледяных пробок.
Моющие добавки в качестве основного компонента содержат
поверхностно активные вещества (ПАВ). Как профилактическое средство они
наиболее полезны в российских автомобильных бензинах. Это связано с
тем, что из-за значительного количества ароматических углеводородов
повышается вероятность образования загрязнений.
Наиболее совершенные моющие добавки способны предотвратить образование
отложений не только в приборах топливоподающей системы, но и на
форсунках и впускных клапанах. Кроме того, они замедляют
нагарообразование в камере сгорания и устраняют связанное с этим
ухудшение работы двигателя.
Как правило, моющие добавки различают по основному назначению.
Очистители карбюратора предназначены для
предотвращения образования отложений на деталях внутри топливоподающей
системы и карбюратора. Кроме жидких добавок к топливу, существуют
аэрозольные очистители, дополняющие их действие. Это связано с тем, что
не все детали карбюратора можно «достать» с помощью добавок в топливо.
В то же время струя очищающего аэрозоля не способна проникнуть глубоко
внутрь топливных каналов, закрытых полостей и т.д.
Очистители
систем впрыска (форсунок) имеют более высокую термическую стабильность
и предназначены для двигателей с впрыском топлива. Это позволяет
сохранять моющие свойства в месте расположения форсунок и клапанов с
высокой рабочей температурой.
Промывочные составы позволяют осуществить комплексную очистку от
отложений и нагара сильно загрязненных систем питания карбюраторных и
инжекторных двигателей. Их применяют специалисты в автосервисах с
использованием специального оборудования и различных схем очистки. Для
исключения возможности смыва загрязнений из топливного бака, способных
засорить при промывке всю систему топливоподачи, бензонасос и топливный
фильтр автомобиля отключают. Обработка выполняется при работе двигателя
в определенном режиме на топливе с растворенным в нем промывочным
составом. Он поступает под давлением от установки, которая подключается
к двигателю и на время промывки выполняет роль системы топливоподачи.
Основное преимущество данного метода в том, что отпадает необходимость демонтажа с двигателя приборов системы питания топливом.
Рекомендации
Любые добавки в топливо следует применять строго по инструкции, при ее отсутствии от приобретения неизвестного препарата лучше отказаться.
Добавки используют только по прямому назначению
– средства для очистки карбюраторных двигателей неэффективны при
очистке впрысковых и наоборот. Их передозировка может вызвать появление
отложений в топливной системе, а также нагарообразование в камере
сгорания и системе выпуска.
Антидетонаторы
(октан-бустеры) заливают в бак, если туда попал низкооктановый бензин и
в связи с этим появились признаки детонации, например характерные
звонкие стуки. Альтернативный способ заключается в добавлении в бак
достаточного количества более высокооктанового топлива.
Моющие (очищающие) добавки желательно применять постоянно с началом эксплуатации автомобиля.
На машинах с большим пробегом
нельзя применять «ударные» дозы моющей добавки, так как это может
привести к образованию сгустков грязи и засорению топливной системы.
Следует начинать применение добавок постепенно, например:
по 1/5 рекомедуемой величины на первые одну или две заправки;
при каждой новой заправке добавляют сначала 2/5, затем 3/5 и наконец 4/5 от необходимого количества;
только после этого добавка начинает вводиться в полном объеме с предписанной в инструкции периодичностью.
При использовании добавок к бензину
необходимо соблюдать правила гигиены и пожарной безопасности, так как
они могут быть токсичными и огнеопасными. Использованную тару следует
утилизировать в предназначенные для этого мусорные контейнеры,
поскольку она представляет опасность для окружающей среды.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала специалистов
Всероссийского научно–исследовательского института по переработке нефти
(ОАО «ВНИИНП»).
1 Наиболее опасным последствием
детонации может быть повреждение и даже разрушение деталей двигателя –
поршней, поршневых колец, выпускных клапанов и т.д.
2 Октановое число, определенное моторным методом, на
4-10 единиц меньше, чем по исследовательскому методу. Эта разница между
октановыми числами одного и того же бензина называется
чувствительностью. Чем она меньше, тем лучше антидетонационные
свойства.
3 Чем выше октановое число, тем лучше качество
бензина – меньше содержание серы и смолистых веществ, больше химическая
стабильность и т.д. 4 Параметры бензинов по ГОСТ 2084-77 существенно
отличаются от зарубежных аналогов. В целях доведения качества продукции
до европейского уровня, особенно в части экологических требований,
введены новые стандарты – ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002.
5 Существуют специальные составы для очистки каталитических нейтрализаторов.