АВТО.ru Информационный портал


Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 05.07.2025, 11:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Реклама
Я жду Тебя
Кнопки
free counters
Пробки на Яндекс.Картах
Главная » 2009 » Май » 26 » КАК ДОБИТЬСЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА В АВТОМОБИЛЕ (часть 1)
КАК ДОБИТЬСЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА В АВТОМОБИЛЕ (часть 1)
09:57

Перед тем, как приобрести любой компонент, тщательно спланируйте будущую систему. При этом нужно учитывать, собираетесь ли вы купить всю систему сразу или по частям, сколько рассчитываете потратить и какое качество хотите получить в результате. Будет ли это бросающаяся в глаза установка или, наоборот, максимально скрытая от посторонних глаз? Сохраните ли вы заводские штатные места и декоративные панели или собираетесь их переделывать для достижение лучшего качества звучания и внешнего вида? Будете ли вы устанавливать все компоненты самостоятельно или собираетесь поручить это профессионалам? Планирование лучше всего начать с выбора того, какие источники информации точно нужны вам в машине, а какие – нет. Еще пару лет назад можно было рассчитывать лишь на прием радиопередач и прослушивание музыки с кассет и компакт-дисков. Возможность установки в машину, например, телевизора, конечно, существовала, но, скорее, теоретически, поскольку доступна была немногим, прежде всего, из-за очень высокой цены подобной экзотики. Сегодня ситуация сильно изменилась. Автомобильные мониторы, проигрыватели DVD присутствуют в модельном ряду любого производителя автомобильной электроники и, благодаря конкуренции, цены на такие компоненты резко снизились и продолжают падать. Поэтому при обдумывании своей будущей автомобильной системы нужно решить, в первую очередь, будут ли в ней видеокомпоненты. Если вы достаточно часто отправляетесь в дальние поездки, или, например, в путешествия с семьей, то видеофильм поможет скрасить попутчикам время в пути. Дети, вместо того, чтобы шалить и отвлекать папу от управления машиной, могут поиграть, подключив видеоприставку к монитору, стоящему, например, в подголовнике переднего сиденья, а папа сможет воспользоваться подсказкой навигационной системы. Последние, правда, в нашей стране еще только-только появляются, но, судя по всему, их широкое распространение – дело ближайшего будущего. Во всяком случае, в крупных городах, где выбор правильного маршрута тоже часто непростая задача, такие системы уже работают. Нетрудно понять, что для отображения карты местности нужен монитор. Конечно, существуют и активно используются системы навигации на основе карманных компьютеров и ноутбуков, но это напоминает то время, когда из-за дороговизны CD-ресиверов компакт-диски в машине многие слушали, подключая к магнитоле портативный CD-плеер через адаптер, выполненный в виде компакт-кассеты. Неудобные в использовании решения в автомобилях не приживаются. Поэтому «навигация» рано или поздно интегрируется во все автомобили и станет совершенно привычным атрибутом. Добравшись до места назначения, удобно будет припарковаться, пользуясь не привычным зеркалом, а видеокамерой заднего вида. Особенно это оценят хозяева больших машин типа минивэнов, которым и место для парковки найти потруднее, чем «Оке», и обзорность назад обычно оставляет желать лучшего. Разумеется, видеокамера также подключается к монитору.



Какие еще есть новые источники информации и просто полезные «аудиоаксессуары»? Для тех, кто не любит носить с собой диски и кассеты, предпочитая получать информацию из эфира, будет интересно узнать, что, помимо традиционного радиовещания, существует также цифровое, как спутниковое, так и наземное (DAB). Трансляция в цифровом виде дает такие преимущества, как отсутствие помех и высокое качество звучания, соответствующее воспроизведению с компакт-диска. В первом случае, как ясно из названия, передачи транслируются через искусственные спутники Земли. Поэтому, в отличие от обычного радиовещания, площадь территории, на которой осуществляется прием передач, получается огромной. Кроме того, через спутник одновременно могут транслироваться десятки разных каналов, предоставляя пользователю очень широкий выбор. По аналогии со спутниковым телевидением за пользование системой взимается абонентская плата. Наземное цифровое вещание больше похоже на обычное, только осуществляется на более высоких частотах, чем традиционные FM-передачи. За счет этого может одновременно транслироваться большее число каналов. Кроме того, параллельно со звуковой информацией формат DAB позволяет передавать текстовую. Дальность приема при этом примерно такая же, что и для FM. Фактически DAB – это тот формат, который постепенно может заменить привычное аналоговое радиовещание. Для приема цифровых передач требуются специальные тюнеры, отличные от тех, которые используются в головных устройствах. Спутниковому тюнеру также нужна специальная антенна, которая, к счастью, имеет очень небольшой размер и может устанавливаться, например, на торпедо. Головное устройство, в идеальном случае, должно быть способно управлять таким тюнером или хотя бы иметь вход для внешних источников сигнала. Возможность управления DAB-тюнером, в отличие от спутникового, встречается сравнительно часто. Насколько актуально цифровое вещание и, соответственно, такие тюнеры, для российского автолюбителя? Пока что спутниковые трансляции осуществляются лишь в США, а DAB – в Европе. Какой-то из этих форматов, или даже оба, обязательно появится и в России. Поэтому при планировании системы и выборе головного устройства стоит иметь в виду перспективу подключения внешних источников сигнала. Привычный уже компакт-диск тоже «научился» выполнять дополнительные функции. Компьтерные форматы, особенно MP3, приобрели очень большую популярность. Безусловно, компрессия аудиозаписей приводит к потере качества. Это хорошо заметно в домашних условиях, где диски в формате MP3 теряют свое главное преимущество – компактность. В большинстве же автомобильных аудиосистем звучание обычной и сжатой записи будет одинаковым, особенно при использовании высоких битрейтов. Но при этом вместо десяти дисков можно взять в дорогу всего один. Еще одна функция, которую может выполнять автомобильная аудио/видеосистема – громкая телефонная связь или, по-другому, hands-free. Мобильные телефоны стали настолько привычными, как и, к сожалению, аварии из-за того, что водитель отвлекается от управления, принимая звонок. Поэтому hands-free, в отличие от многих других опций, относится к действительно полезным аксессуарам. Уместно также вспомнить о том, что пользоваться телефоном во время движения официально запрещено ПДД. Правда, в силу небольшого размера штрафа, инспекторы ГАИ на это нарушение практически не реагируют. Но о безопасности на дороге можно позаботиться и по собственной инициативе, не дожидаясь чьих-либо предписаний или наказаний. Системы hands-free по отношению к аудиосистеме можно разделить на работающие совершенно автономно и те, которые используют часть аудиокомпонентов. Первые имеют в своем составе все необходимое, включая динамик, который предназначен исключительно для воспроизведения телефонного разговора. Таким системам для работы требуется только питающее напряжение. Кроме того, они могут подавать сигнал на вход приглушения звука, если таковой есть у головного устройства. Вторые системы могут не иметь собственного усилителя и динамика, используя для работы автомобильный усилитель и акустику. Самый передовой и наиболее удобный на сегодняшний день способ подключения телефона к аудиосистеме – это технология blue tooth, когда головное устройство через специальный блок умеет распознавать появившийся поблизости мобильный телефон и устанавливать с ним беспроводное соединение. При этом, садясь в машину, вообще не нужно что-либо делать с телефоном, даже вынимать его из кармана. Чрезвычайно удобно. Единственный минус – то, что такие «головы», да и сами телефоны относятся к топ-моделям, поэтому довольно дороги. Определившись с тем, какие виды носителей будут использоваться в будущей системе, можно, казалось бы, приступить к выбору конкретных моделей головных устройств. Однако, вначале лучше составить примерный план всей остальной системы. Некоторые функции, например, деление звукового сигналы на несколько частотных полос, могут выполнять как усилитель, так и головное устройство. Звуковой процессор также может быть как в виде отдельного блока, так и внутри источника. Проще всего, если вы планируете слушать только радио и изредка пользоваться кассетами. В этом случае нет необходимости ни во внешнем усилителе, ни в сабвуфере. Дело в том, что сигнал как по радио, так и с кассеты не содержит низкочастотных составляющих, которые должен воспроизводить именно сабвуфер. Лучше всего потратить больше средств на магнитолу и, особенно, на хорошую акустическую систему. Последнее является важным во всех случаях, но при использовании маломощного встроенного усилителя – вдвойне. Подробнее об этом будет рассказано в соответствующих разделах. При использовании вместо кассеты источника с компакт-диском сразу же возникает вопрос, устанавливать или нет сабвуфер. Как уже отмечалось выше, качественная акустика способна обеспечить прекрасное воспроизведение музыки и без сабвуфера. Тем не менее, в этом случае очень сложно воспроизвести частоты ниже 50–60 Гц. Больше всего от этого потеряет классическая музыка и джаз, поскольку низкие частоты воспроизводят многие «натуральные» инструменты, например, рояль (27 Гц) и контрабас. Меньше всего, точнее, совсем ничего – авторская песня под гитару. Так что тем, кто слушает бардов, сабвуфер не нужен. Как ни странно, в современной электронной музыке действительно низких частот тоже немного. Строго говоря, то, что очень часто «поручают» сабвуферу, должны воспроизводить мидбасовые динамики. Поэтому если есть возможность установить спереди, скажем, шестидюймовые головки, то сабвуфер может и не понадобиться. Внешний усилитель в случае сабвуфера нужен обязательно, за исключением активных, где усилитель входит в комплект. Для фронтальных динамиков, особенно когда они высокого качества и обладают хорошими «басовыми» возможностями, внешний усилитель тоже очень желателен, потому что возможности встроенных усилителей ресивера всегда гораздо скромнее, особенно в области низких частот. Самая популярная схема установки, одновременно качественная и при этом недорогая, выглядит так: CD-ресивер – внешний четырехканальный усилитель, два канала которого подключены к фронтальной акустике, а два других, соединенные мостом, подключены к сабвуферу. Тыловые динамики, которые выполняют второстепенную роль, можно подключить к выходам встроенного в ресивер усилителя. Нужен ли в аудиосистеме чейнджер, решать, конечно, владельцу. В случае использования головного устройства с кассетой, чейнджер позволит слушать и компакт-диски. Это, безусловно, удобно. Поскольку чейнджер подключается достаточно просто, требуя прокладки всего одного кабеля, его можно будет добавить в систему и позже. Для головных устройств с компакт-диском, чейнджер с точки зрения разнообразия носителей неактуален. Кому-то удобнее зарядить магазин несколькими дисками и подолгу их не менять. Кто-то, наоборот, предпочитает всегда носить диски с собой. Кроме того, компакт-диск, записанный в формате MP3 по продолжительности соответствует 12-дисковому чейнджеру, поэтому если головное устройство способно воспроизводить MP3-файлы, можно обойтись без чейнджера. Поскольку речь пока шла только о звуке, есть смысл подробнее остановиться на выборе и размещении акустических систем. В автомобильном аудио акустическая система определяет качество звучания примерно на две трети. Качество самой акустики наполовину складывается из того, какие используются головки громкоговорителей («динамики»), а вторую половину определяет то, насколько грамотно и качественно они установлены. В первую очередь, нужно определиться, собираетесь ли вы устанавливать акустику только в штатные места, предусмотренные производителем автомобиля, или нет. У штатных мест есть несколько преимуществ. Во-первых, стоимость работы по установке динамиков оказывается невысокой. Во-вторых, интерьер автомобиля не претерпевает никаких изменений. Это имеет значение как при возможной продаже машины, так и с точки зрения защиты аппаратуры от кражи. Всякий нестандартный элемент обязательно привлечет внимание воришек, так что шансы на их ночной визит в салон машины увеличатся. На этом преимущества у штатных мест заканчиваются и начинаются недостатки. Для производителей машин качество звучания находится далеко не на первом месте. Поэтому динамики часто располагаются в неудачных местах и/или направлены таким образом, что самый прекрасный динамик играть будет неважно. Часто бывает, что удается установить динамик только с очень маленькой установочной высотой. Наконец, декоративные защитные решетки проектируют вовсе не специалисты-акустики, а дизайнеры, которым важен внешний вид. В результате оказывается, что решетки почти наглухо закрывают своими элементами диффузор. Средние частоты через такой «забор» еще кое-как пройдут, а про хорошее воспроизведение высоких в этом случае лучше всего забыть. С низкими частотами тоже ничего хорошего не получается. Часто динамик крепится к непрочной обивке двери или тонкому пластику, из которого сделано торпедо. Когда динамик воспроизводит бас, все эти конструкции начинают просто-напросто ходить ходуном. В результате то, что осталось от баса приходится слушать вместе с «песнями» самих дверей или торпедо. Сомнительное утешение в том, что от баса из-за многочисленных отверстий поблизости от динамиков мало что остается. Рассмотрим типичные варианты расположения акустических систем в автомобилях с точки зрения качества звучания. В передней части салона чаще всего динамики располагаются в торпедо, дверях, реже – в кикпанелях (для водителя это место, расположенное под торпедо слева от педали сцепления, для переднего пассажира, соответственно, зеркально). В торпедо динамики ориентированы либо горизонтально, так, что диффузор направлен в сторону лобового стекла, либо вертикально, на поверхности торпедо, обращенной в сторону салона. В первом случае часть звука, излучаемого диффузором, попадает к слушателю напрямую, а часть – после отражения от лобового стекла. На высоких частотах до слушателя будет доходить, в основном, отраженный звук. В результате звук получается совсем другим, нежели тот, который был во время прослушивания на стенде в магазине и предсказать эту разницу заранее не представляется возможным. Кроме того, очень вероятно, что звуковая сцена будет нечеткой, например, солист, в зависимости от высоты нот будет казаться скачущим по сцене. Исправить ситуацию можно, используя не коаксиальную систему, а компонентную. В этом случае высокочастотный динамик располагается вне штатного места, а, например, на стойке лобового стекла, что дает возможность поэкспериментировать с наилучшим направлением. Вмешательство в интерьер при этом будет небольшим. Когда динамические головки расположены на торпедо в сторону салона, возникают совсем другие эффекты. Звучание ближе к тому, которое было в условиях стенда в магазине. Однако привязка звука к ближайшему к слушателю динамику практически гарантирована. Исполнители будут казаться расположенными непосредственно перед лицом слушателя. Применение компонентной АС в этом случае может даже ухудшить звуковую сцену, например, удар по барабану будет восприниматься так, будто сам барабан от удара вдруг оторвался и летит через всю сцену. Заканчивая описание «акустических» свойств торпедо, следует предостеречь от попыток воспроизвести бас. В торпедо эта затея обречена на провал. Во-первых, типичный размер динамиков чаще всего 4 дюйма, редко пять. Во-вторых, что самое главное, это акустическое короткое замыкание, вызванное тем, что в торпедо очень сложно изолировать излучение передней стороны диффузора от задней – вокруг динамика всегда присутствуют разные технологические отверстия и щели. Поэтому, выбирая акустическую систему для установки в торпедо, обращайте внимание только на то, насколько хорошо она воспроизводит средние и высокие частоты. Двери по «звуковым» свойствам сильно отличаются от торпедо. Чаще всего штатные места рассчитаны на размер 5 дюймов, иногда и больше. Это вселяет надежду на неплохое воспроизведение баса. Схема установки, когда в дверь крепится мидбасовый динамик, а высокочастотный устанавливается на стойку лобового стекла является классической и самой распространенной. Хорошие производители акустических систем, настраивая свою продукцию, ориентируются именно на такую установку. Поэтому, как ни странно, динамики, прекрасно звучащие в машине, могут не произвести впечатление во время прослушивания на стенде в магазине. Попробуйте расположиться таким образом, чтобы уши оказались под углом сорок пять градусов к воображаемой оси диффузора. Это примерно соответствует тому, как будет направлен динамик в автомобиле. Звучание акустических систем, установленных в дверях, имеет некоторые характерные особенности. В первую очередь, специфическое звучание баса. Чаще всего он получается либо недостаточно четким, «резиновым», либо, напротив, очень жестким, раздражающим слух. Из-за разности расстояний от ушей слушателя до правого и левого динамика практически всегда возникает провал в нижней части диапазона средних частот. На слух это воспринимается как потеря «телесности» звука. Наверняка каждый хоть раз в жизни играл на гитаре, поэтому знает, что звук этого инструмента складывается из двух составляющих – струн и корпуса. Потеря телесности – это ощущение того, что звучат одни только струны, а отзвука деки совсем не слышно. Третий характерный недостаток расположения акустики в дверях – искажение звуковой сцены. Чаще всего солист находится не по направлению на центр капота, а над рулем – для водителя, и над «бардачком» – для пассажира. Психологически комфортнее, когда они воспринимаются на уровне передней кромки торпедо, там где оно граничит с лобовым стеклом. Для установки в двери лучше всего использовать не коаксиальные, а компонентные акустические системы, поскольку в первом случае описанные недостатки будут более ощутимы. Не забудьте перед покупкой динамиков точно выяснить, помимо посадочного размера еще и глубину штатных мест. Очень часто это накладывает большие ограничения по выбору. Это является одним из аргументов в пользу применения нестандартных подиумов. Второй – желание использовать мидбасовый динамик большего размера, нежели тот, что позволяет штатное место. Для распространенных моделей автомобилей в продаже часто встречаются готовые подиумы. Как правило, их производят фирмы, занимающиеся мелкосерийным изготовлением и других аксессуаров, таких как спойлеры, пороги и т.п. Подиумы изготавливаются из пластмассы или стеклопластика, имеют приемлемую цену и хороший внешний вид. Правда, в процессе установки подобных изделий их очень желательно дополнительно виброизолировать изнутри, с целью уменьшения «звонкости», особенно присущей стеклопластиковым деталям. Последним по счету местом, где могут быть предусмотрены штатные места под акустическую систему, как уже упоминалось, являются кикпанели. Такое расположение встречается нечасто, прежде всего, из-за нехватки свободного пространства. Поэтому головки крупного размера (более пяти дюймов) в кикпанели не устанавливают, и на глубокий бас рассчитывать не приходится. А вот для средне- и даже высокочастотных динамиков место как раз одно из самых удачных. Дело в том, что при таком расположении разница в расстояниях от ушей до правого и левого громкоговорителя оказывается меньше, чем при других расположениях излучателей. В этом легко убедиться при помощи рулетки. Поэтому есть хорошие шансы добиться сбалансированного звучания и равномерной звуковой сцены. При этом, как ни странно, звук не кажется приходящим снизу, а воспринимается на уровне нижней кромки лобового стекла. Правда, в случае использования коаксиальных громкоговорителей есть вероятность того, что инструменты, звучащие только из одного канала, будут «нырять» вниз под торпедо. При использовании компонентной акустической системы с «пищалками», установленными на стойках лобовго стекла, такой эффект не наблюдается. Тем, кто планирует нестандартное размещение акустической системы в своем автомобиле, стоит обратить пристальное внимание кикпанели. Ведь недаром этот способ завоевал большую популярность в Америке, где, как известно, в большинстве машин отсутствует педаль сцепления. При внимательном чтении предыдущей части текста может сложиться впечатление, что воспроизвести бас в передней части салона можно только из дверей. Это справедливо, но лишь отчасти. Существует еще одна возможность размещения громкоговорителей, которая совсем обделена вниманием автомобильных фирм, причем совершенно напрасно. Это место под передними сиденьями и непосредственно перед ними. В этом случае динамическая головка устанавливается в специально рассчитанный и изготовленный корпус. Чаще всего действуют даже в обратной последовательности – вначале определяют, какого объема можно изготовить корпус, а потом выбирают подходящий динамик, вид акустического оформления и выполняют окончательный расчет. Если под сиденьем удается сделать корпус внутренним объемом 7–10 литров, при грамотном подборе динамика и расчете оформления можно добиться очень хорошего воспроизведения нижней части звукового диапазона. Правда, сабвуфер в этом случае все равно желателен. Если же сиденья позволяют разместить корпус еще большего объема, в них можно установить восьмидюймовые сабвуферные головки. Этот вариант – один из самых удачных. С одной стороны, такие динамики еще легко настраиваются даже с трехдюймовыми среднечастотниками, с другой – уже способны обеспечить полноценный бас без сабвуфера в багажнике. Безусловно, такие установки требуют от исполнителя высокой квалификации, далеко не каждый автоэлектрик способен грамотно выбрать динамическую головку, рассчитать и изготовить корпус. Тем не менее, такая схема способна при не очень высоких затратах дать прекрасный результат, поэтому обязательно возьмите ее на вооружение. В крайнем случае, если ни в двери, ни под сиденья ничего поставить нельзя, остается любимая нашими автомобилистами задняя полка. Встречается две распространенные ошибки. Первая – установка коаксиальных «блинов» при наличии фронтальной акустической системы, вполне нормально воспроизводящей средние и высокие частоты. В таком случае лучше отключить все излучатели, кроме низкочастотного. Иногда это специально предусмотрено конструкцией, в других случаях просто отпаивается/откусывается провод, идущий к СЧ/ВЧ-секции. Таким образом, задние динамики будут воспроизводить, в-основном, нижние частоты и, частично, средние, что в данном случае и требуется. Низкие частоты слух локализует не так хорошо, как средние и высокие, поэтому можно добиться того, что весь звук будет казаться приходящим спереди. Очень хорошо, если в головном устройстве (либо внешнем усилителе, если он использован) есть фильтры высоких и низких частот. В этом случае «блины» включаются через ФНЧ, а передние динамики – через ФВЧ. Вторая ошибка состоит в том, что в заднюю полку, помимо «6х9» устанавливают сабвуферный динамик, также работающий на объем багажника (free-air). В результате оказывается, что такой сабвуфер работает почти в том же диапазоне частот, что и «лопухи», которые, как правило, сами по себе достаточно «басовиты». В этом случае лучше использовать корпусной сабвуфер, работающий на очень низкой частоте и позаботиться о качественном разделении частот между ним и коаксиальными динамиками.


Просмотров: 2953 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Май 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Новости с колес
Друзья сайта
  • АвтоДайджест

  • Официальный блог

  • Сообщество uCoz

  • Вебмастерам

  • Заработок в сети

  • КАК ПОВЫСИТЬ тИЦ И Page Rank САЙТА И ПОЛУЧИТЬ 10 575 ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ДЕНЬ!
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0




    Rambler's Top100
    Партнеры
    Более 1 млн. москвичей ищет информацию о товарах и услугах у нас!
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2025