На автомобильных впрысковых («инжекторных») бензиновых
двигателях применяют центральный (одноточечный, моно) или
распределенный (многоточечный) впрыск. В каждом случае конструкция
форсунок имеет свои особенности (рис 1а; 1б).
 |
 |
Рис. 1. Устройство форсунки: а –
форсунка центрального впрыска; б – форсунка распределенного впрыска; 1
– фильтр; 2 – контакт электрического разъема; 3 – обмотка
электромагнита; 4 – корпус форсунки; 5 – сердечник; 6 – корпус клапана
(а), корпус клапана (б); 7 – клапан (а), игла клапана (б); 8 –
уплотнительное кольцо; 9 – распылительное отверстие |
Для защиты от загрязнений топливопроводов, топливной рампы, регулятора
давления и т.д. в системе подачи топлива устанавливают фильтры:
- на входе в бензонасос;
- между бензонасосом и рампой;
- непосредственно в форсунках.
Тем
не менее, особенно при использовании некачественного бензина с
повышенным содержанием смолистых веществ, в элементах системы подачи
топлива постепенно образуются различные отложения. В случае засорения
форсунки уменьшается ее производительность, изменяются направление и
форма факела распыла.
В дизелях впрыск осуществляется при значительно большем давлении, чем в
бензиновых двигателях. Оно создается насосом высокого давления (ТНВД),
подающим к форсункам топливо. Если оно содержит вредные примеси, в
частности избыточное количество серы, топливная система дизеля
относительно быстро засоряется, что приводит к ухудшению его работы.
Нарушения в работе двигателя прежде
всего свидетельствуют о засорении топливной системы. Это приводит к
затруднению пуска, снижению мощности и приемистости двигателя. Работа
на холостом ходу становится неустойчивой, возникают «провалы» в режиме
разгона.
Следует отметить, что ухудшение работы двигателя с аналогичными
проявлениями может происходить в частности из-за неисправностей свечей
зажигания и значительных отложений на тарелках впускных клапанов,
препятствующих движению топливо-воздушной смеси.
Засорение системы топливоподачи определяют с помощью
средств малой диагностики. Так называемые диагностические наборы для
топливных систем впрыска позволяют определить непроходимость отдельных
элементов и участков топливной магистрали. Они снабжены точным
манометром и набором переходников для подсоединения в различные места
топливопроводов (фото 1).
 |
 |
Фото 1. Диагностические наборы для топливных систем впрыска |
Засорение фильтров (сетчатого бензонасоса или
полнопоточного), а также магистрали до форсунок можно определить с
помощью манометра, подсоединенного к рампе. Если при исправном
бензонасосе давление топлива значительно ниже величины, указанной в
инструкции по эксплуатации (на автомобилях ВАЗ при работе двигателя на
холостом ходу 2,8-3,2 бар), то требуется промывка бензопроводов и (или)
замена фильтров.
Состояние форсунок наиболее объективно можно оценить с помощью специального оборудования для их диагностики и очистки.
Профилактика загрязнений производится
заливкой в топливный бак одного из моющих составов, выпускаемых многими
производителями. Подобные «очистители инжекторов» целесообразно
применять только с начала эксплуатации нового автомобиля.
Использование таких препаратов на автомобилях со значительным
пробегом нежелательно, так как может привести к прямо противоположному
результату. Загрязнения, скопившиеся в бензобаке и внутри
топливопроводов смываются очистителем и могут забить не только сетчатый
фильтр бензонасоса, но и остальные элементы системы топливоподачи, в
том числе форсунки. Потребуется дорогостоящий ремонт с разборкой,
промывкой и заменой фильтров (в лучшем случае).
Промывка топливной системы без разборки двигателя в силу
своей простоты и технологичности получила наибольшее распространение.
При этом штатный бензонасос автомобиля отключается или соединяется со
сливным трубопроводом. Через переходник к входу топливной рампы или
моноблока дроссельной заслонки (при центральном впрыске) подсоединяется
нагнетательный шланг стенда. Для промывки используется одна из схем
подключения:
- одноконтурная (рис 2а) – только к
нагнетательной части топливной системы; в этом случае промываются в
основном форсунки (циркуляция промывочной жидкости мала, так как она
ограничивается пропускной способностью игольчатого клапана форсунки);
- двухконтурная
(рис 2б) – к нагнетательному и сливному топливопроводам; это
обеспечивает циркуляцию промывочной жидкости и очистку всей топливной
системы (кроме бензобака, бензонасоса и полнопоточного фильтра).
 |
Рис. 2. Схемы установок для промывки форсунок:
а – одноконтурная; б – двухконтурная; 1 – форсунка; 2 – топливная
рампа; 3 – регулятор давления; 4 – емкость с сольвентом; 5 – фильтр; 6
– вентиль; 7 – манометр; 8 – переходник; 9 – топливный насос установки;
10 – подводящий трубопровод; 11 – сливной трубопровод |
Специальное очищающее топливо (моющая жидкость, сольвент) подается из
бачка установки под определенным давлением. Процедура очистки, как
правило, осуществляется в три этапа:
- работа двигателя в течение 15-20 мин;
- остановка на 15-20 мин для «откисания» загрязнений;
- завершающая работа двигателя 15-20 мин.
Существуют
установки, где эффективность промывки повышают, подавая на форсунки
электрические сигналы с частотой 11,0-12,5 тысячи импульсов в минуту.
На таких частотах клапан форсунки колеблется с максимальной амплитудой,
вызывая в протекающей промывочной жидкости кавитацию – образование
пузырьков, сопровождаемое их «микровзрывами». Это вызывает разрыхление
наслоений, площадь их соприкосновения с промывочной жидкостью
увеличивается, значительно улучшается и ускоряется процесс очистки.
Мобильные (переносные) установки (фото 2) подключаются к
топливной системе двигателя по одноконтурной схеме. Это связано с тем,
что подача промывочной жидкости осуществляется за счет давления воздуха
от компрессора (рис. 2а). При этом топливопровод обратного слива
топлива в бензобак автомобиля заглушается. Иногда устанавливают такое
давление промывки, чтобы регулятор давления не открывался и сольвент не
сливался в топливный бак автомобиля.
 |
 |
Фото 2. Мобильные установки для промывки топливных систем впрыска |
Преимущество таких установок заключается в том, что их можно
использовать в любом месте, где находится автомобиль (при наличии
компрессора).
Основной недостаток – циркуляция сольвента осуществляется не по всей
топливной системе и при этом очищаются в основном только форсунки.
Стационарные установки (фото 3) подключаются по
двухконтурной схеме и имеют встроенный насос, обеспечивающий полную
циркуляцию промывочной жидкости в топливной системе. При этом ее
излишки возвращаются в бачок установки. В этом случае промываются
форсунки, топливная рампа, регулятор давления и другие элементы.
 |
 |
Фото 3. Стационарные установки для промывки топливных систем впрыска |
Основной недостаток при промывке форсунок без снятия с двигателя
определяется тем, что их невозможно диагностировать и следовательно
объективно оценить результаты работы. Кроме того, очищаются только их
внутренние полости, по которым циркулирует промывочная жидкость. При
этом очистка наружных поверхностей распылителей невозможна.
Очистка элементов топливной системы с частичной разборкой
осуществляется в случаях, когда промывка без разборки не дает
необходимого результата и нормальная работа двигателя после ее
проведения не восстанавливается.
Ультразвуковые установки (фото 4) включают в себя ванну для очистки форсунок и стенд для проверки их работоспособности.
 |
 |
Фото 4. Ультразвуковые установки для проверки и очистки форсунок |
После демонтажа с двигателя форсунки устанавливают на стенд так, чтобы
топливо распылялось в мерные мензурки. При этом проверяется:
- форма «факела» топлива;
- «тонкость» распыла на различных режимах;
- герметичность клапанов;
- производительность форсунок.
Форсунки,
требующие очистки, погружают распылителем вниз (только на его высоту) в
ванну с ультразвуковым излучателем, заполненную специальным составом.
На клеммы форсунок периодически подаются управляющие импульсы для
открывания ее клапана. После очистки форсунки снова проверяют.
Эффективность при этом выше, чем у других способов, кроме того есть
возможность контроля их работоспособности.
Недостаток заключается в том, что изоляция обмотки электромагнита может
быть повреждена при ультразвуковой обработке, поэтому ее желательно
использовать ограниченное число раз.
Промывка и очистка вручную осуществляются с
использованием различных очистителей, имеющихся в продаже, в том числе
аэрозольных для карбюраторов. При определенных навыках это можно
сделать самостоятельно. Некоторые автолюбители промывают и очищают даже
форсунки. Для этого используются простейшие самодельные приспособления
для:
- подачи очищающей жидкости в форсунку;
- создания электрических импульсов, периодически открывающих и закрывающих игольчатый клапан в процессе промывки.
После очистки форсунок перед установкой их на двигатель желательно заменить сетчатый фильтр и резиновое уплотнение.
Внимание! Нарушение герметичности уплотнительных колец
форсунок может привести к пожару из-за подтеканий топлива, поэтому
после проведения очистки с разборкой необходимо некоторое время
контролировать их состояние.
Топливные системы и форсунки дизелей могут промываться и
очищаться с использованием специального оборудования или того же
оборудования, что и для впрысковых бензиновых. Основное отличие
промывки дизельных и бензиновых форсунок заключается в составе моющих
жидкостей и режимах обработки.