Соответствие параметров новой и штатной аккумуляторной батареи
(АКБ) необходимо для обеспечения нормальной эксплуатации
электрооборудования. Определить, подходит ли батарея автомобилю, не
всегда просто из-за специфики обозначения по разным стандартам. Поэтому
желательно обратить внимание на следующее.
Полярность
определяет расположение отрицательного и положительного выводов
батареи. Если она нештатная, то в большинстве случаев подсоединить
провода не получится. Для отечественных автомобилей полярность должна
быть прямая - если смотреть на АКБ со стороны выводов1, то "+" будет
находиться слева. У батарей с обратной полярностью расположение "+" и
"-" прямо противоположное (рис. 1).
Номинальная емкость2 (Сn) измеряется в
ампер-часах (А.ч). Батарея, у которой этот параметр меньше, быстрее
разрядится при неудачных попытках холодного пуска зимой. АКБ с большей
емкостью сможет обеспечить больше прокручиваний коленвала (при
одинаковых токах холодной прокрутки), но стоит она дороже и может иметь
большие габариты.
Резервная емкость3
(Cr.n) измеряется в минутах. Примерно равна времени, в течение которого
АКБ сможет обеспечить питание потребителей, необходимых для безопасного
движения автомобиля при выходе генератора из строя. Приблизительно Cr.n
= 1,63 Сn.
Ток холодной прокрутки4 (Ic) определяет
пусковые свойства батареи. Чем этот параметр выше, тем лучше АКБ будет
пускать двигатель зимой, но увеличится нагрузка на щеточно-коллекторный
узел стартера, что может снизить его ресурс. Если ток холодной
прокрутки ниже штатного, при низких температурах двигатель может вообще
не завестись.
Для определения этого параметра в разных стандартах применяют
свои методики. Поэтому на корпусе батареи может быть указано несколько
величин токов, а за ними в скобках обозначен стандарт, по которому они
определены. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки по
российским, европейским и американским стандартам приведено в табл. 1.
Габаритные размеры
- ширина должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство
батарей крепится за нижние боковые выступы корпуса (рис. 2). Высота и
длина могут ненамного отличаться; как правило, это допускают размеры
нишы под АКБ. Если предполагается приобретение батареи с большей длиной
и высотой, необходимо предварительно произвести замеры нишы с помощью
линейки или рулетки. Кроме того необходимо собльюсти тип клемм (рис.
3).
Необслуживаемая - эта надпись на АКБ означает, что она
удовлетворяет требованиям стандарта по "выкипанию" воды из электролита
и саморазряду. Периодически в такой батарее необходимо проверять его
уровень, по мере надобности доливать дистиллированную воду и протирать
крышку5.
АКБ импортного производства, не имеющие отверстий для долива,
очень требовательны к работе электрооборудования6. А при интенсивной
эксплуатации автомобиля (60-80 тыс. км пробега в год) такие батареи
могут не отработать расчетный ресурс из-за "выкипания" воды, которую
невозможно долить.
Дата выпуска батареи позволяет примерно оценить, насколько
разрядилась залитая и заряженная на заводе батарея. У импортных батарей
определить дату иногда затруднительно, поскольку производители кодируют
ее по-разному. Если с момента выпуска АКБ прошло не более полугода, то,
скорее всего, она разряжена несильно, хотя это в значительной степени
зависит от условий хранения. Батарею старше 1 года перед покупкой
необходимо тщательно проверить.
Маркировка АКБ
Параметры АКБ в зависимости от стандарта, которому она соответствует наносятся на корпус.
ГОСТ 959-917 требует, чтобы на корпусе батареи были следующие данные:
условное
обозначение типа батареи (рис. 4, фото 1). На АКБ, соответствующих
требованиям стандарта по расходу ("выкипанию") воды из электролита и
саморазряду, должно быть нанесено слово необслуживаемая; товарный знак завода изготовителя;
знаки полярности "+" и "-" проставляют на корпусе батареи рядом с выводами или непосредственно на них;
дата изготовления - две цифры указывают месяц и две цифры год выпуска;
масса батареи (кг), если она превышает 10 кг, в состоянии поставки с завода;
номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
номинальное напряжение в вольтах (В). Для всех автомобилей с бензиновыми двигателями - 12 В;
ток
холодной прокрутки в амперах (А). В ГОСТе 959-91 требования к
параметрам стартерного разряда были такие же, как в DIN 43539, часть 2.
В новом ГОСТе 959-2002 показатели тока холодной прокрутки соответствуют
EN 60095-1. В результате величина указываемого тока увеличится примерно
в полтора раза, хотя никаких изменений в самой батарее не будет. После
значения тока холодной прокрутки в скобках может быть обозначен
стандарт, которому этот параметр соответствует.
Таблица 1. Примерное соответствие токов холодной прокрутки по разным стандартам
DIN 43559, ГОСТ 959-91
170
200
225
255
280
310
335
365
395
420
EN 60095-1, ГОСТ 959-2002
280
330
360
420
480
520
540
600
640
680
SAE J537
300
350
400
450
500
550
600
650
700
750
Некоторые отечественные производители обозначают еще и
резервную емкость, а также ток холодной прокрутки сразу по нескольким
стандартам.
Таблица 2. Ориентировочная взаимозаменяемость российских и европейских батарей
Производитель
Обозначение
Габариты, мм
Емкость номинальная,
Ток холодной прокрутки по ГОСТу,
Ток холодной прокрутки по EN
Российский
6СТ-55А
242х175х190
55
255
420
Европейский
555 065 042
246х175х190
55
*
420
Российский
6СТ-62А
242х175х190
62
280
480
Европейский
562 021 048
246х175х190
62
*
480
Российский
6СТ-74А
302х175х190
74
400
*
Европейский
574 013 068
278х175х190
74
*
680
EN 60095-1 (European norm) требует нанесения на корпус батареи следующей информации:
номер (условное обозначение) по ETN (European Type Number) из девяти цифр (рис. 5, фото 2);
товарный знак завода-изготовителя;
условные знаки мер безопасности при работе с батареей;
номинальное напряжение в В;
емкость номинальная или резервная;
ток холодной прокрутки Ic;
знак полярности - положительный вывод должен быть обозначен знаком "+" на крышке или на самом выводе.
Помимо этого, на батарее может наноситься другая информация -
обозначения батарей, с которыми взаимозаменяема данная АКБ, и т. п.
Согласно стандарту SAE J537 (Society of Automotive Engineers) на батареях американского производства (рис. 6, фото 3) наносится:
условное обозначение батареи из пяти цифр;
ток холодной прокрутки.
Требований по маркировке SAE J537 не содержит, но американские
производители дополнительно наносят следующую информацию: номинальное
напряжение; знаки полярности "+" и "-", резервная емкость (не всегда),
товарный знак производителя, условные знаки мер безопасности при работе
с батареей и т. п.
При покупке
Перед посещением магазина для приобретения аккумуляторной
батареи лучше уточнить все параметры штатной, установленной на
автомобиле, и ориентироваться прежде всего на них.
Перед приобретением новой АКБ желательно проверить:
целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45°;
уровень
электролита, который должен находиться между отметками мин и мах у
батарей с корпусом из полупрозрачного пластика. У АКБ с непрозрачным
корпусом электролит должен быть на 20 мм выше верхнего уровня пластин;
плотность
электролита у залитой и заряженной АКБ, которая должна составлять
1,27-1,28 г/см3 (при 25 °С). Если плотность меньше - батарея частично
разряжена. К тому же электролит должен быть прозрачным; если есть
индикатор заряженности на крышке, то он должен быть зеленым; напряжение
на выводах батареи без электрической нагрузки должно быть не менее 12,5
В; работоспособность батареи при разряде током 100 А нагрузочной
вилкой. Для АКБ емкостью 55 А.ч напряжение на 5-7 секунде должно быть
не менее 10,5 В; наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и
гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии.
Измеренные показатели должны быть занесены продавцом в гарантийный
талон. Они пригодятся в случае претензий к качеству АКБ в пункте
гарантийного обслуживания.
1 С этой стороны, как правило, расположены надписи.
2 Количество электричества (в А.ч), которое
способна отдать батарея при 20-часовом режиме разряда током 0,05 от
номинальной емкости до напряжения на выводах АКБ 10,5 В и температуре
электролита +25 °С.
3 Измеряется в минутах при разряде полностью заряженной батареи током 25 А при температуре +27 °С до напряжения 10,5 В.
4 Измеряется при –18 °С.
5 Делать это желательно тряпкой, смоченной
раствором питьевой соды, которая нейтрализует электролит, попавший на
крышку батареи. Он увеличивает саморазряд по поверхности крышки.
6 Прежде всего к работе регулятора напряжения.
Для АКБ без заливных отверстий напряжение должно находиться в пределах
13,9–14,4 В. Иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды
из электролита или постоянного недозаряда.
7 В июле 2003 года введен новый ГОСТ 959-2002, в
котором указано, что на батареях должны еще проставляться знаки
безопасности и символ переработки.