Классификация API
По эксплуатационным свойствам и назначению моторные масла подразделяются на две категории:
· S (Service) – для 4-тактных бензиновых двигателей
легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов.
· C (Commercial) – для дизельных двигателей коммерческих
автотранспортных средств, сельскохозяйственной
и дорожно-строительной техники.
Обозначение класса состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая (от А до L) – уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств. Класс SL введен в 2001 году и отличается от SJ
существенно лучшими антиокислительными, противоизносными,
противопенными свойствами и меньшей испаряемостью. Универсальные масла
для бензиновых и дизельных двигателей имеют обозначения обеих
категорий, например API SG/CD, API SJ/CF. Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API,
отмененных в США, следует использовать, только если они допущены
производителями автомобилей. Энергосберегающие масла обозначаются
аббревиатурой ЕС (Energy Conserving), стоящей после обозначения класса API. Например, API SJ/
CF-4 ЕС.
Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать
экономию топлива от 0,5 до 2,5 % и более (в зависимости от категории
масла и метода оценки экономичности). Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II – 2,5 %).
Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации API представлены в таблице.
Цветом в таблице выделены те классы, по которым в настоящее время API проводит сертификацию моторных масел.
Классификация ACEA
Различие европейской и американской систем оценки эксплуатационных
свойств моторных масел сложилось исторически и связано с некоторой
разницей в конструкции двигателей и в условиях их эксплуатации.
Стандарты АСЕА более строги к свойствам моторного масла, чем стандарты API.
Классификация моторных масел АСЕА
действует с 1996 г. Особенность этой системы в том, что она определяет
категории моторных масел, объединенных в классы. Со времени введения
классификация ACEA неоднократно подвергалась изменениям. В
связи с постоянным ужесточением требований по экологии она подверглась
очередному, четвертому изменению.
Предыдущая редакция, опубликованная в 2002 г., включала в себя 14 категорий моторных масел и подразделяла их на три класса:
А – для бензиновых двигателей
(А1-02, А2-96 вып. 3, А3-02, А4-ХХ – резервная, А5-02);
В – для дизелей легковых автомобилей
(В1-02, В2-98 вып. 2, В3-98 вып. 2, В4-02 и В5-02);
Е – для дизелей грузовых автомобилей
(Е2-96 вып. 4, Е3-96 вып. 4, Е4-99 вып. 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение, стоящее рядом с буквой, тем выше
категория масла по эксплуатационным характеристикам. Последние две
цифры указывают год утверждения класса и на упаковке могут не
указываться. Наличие номера выпуска указывает на то, что при
сертификации масел данной категории использован новый метод испытаний,
но требования к их эксплуатационным свойствам не ужесточены.
Новая классификация АСЕА
введена в действие с 1 ноября 2004 г. Она существенно отличается от
предыдущих тем, что в ней учтены новые требования Евро 4 к автомобилям
по токсичности отработавших газов и сокращено количество категорий
моторных масел – теперь их 11, они также разделены на три класса:
A/B – для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей
и легких грузовиков (A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04);
C – для бензиновых двигателей и дизелей,
оснащенных нейтрализаторами отработавших газов (С1-04, С2-04,
С3-04);
E – для дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями
эксплуатации (E2-96 вып. 5, E4-99 вып. 3, E6-04, E7-04).
Бывшие классы A и B объединены в общий класс A/B, включающий в себя четыре категории универсальных моторных масел:
A1/B1-04 и A5/B5-04 – отличаются высокими энергосберегающими
свойствами;
A3/B3-04 – масла с увеличенным интервалом замены;
A3/B4-04 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива.
Введен новый класс C, включающий три категории универсальных моторных
масел с составами, обеспечивающими их совместимость с каталитическими
трехкомпонентными нейтрализаторами (бензиновые двигатели) и сажевыми
фильтрами (дизели). По уровню эксплуатационных свойств масла класса C
эквивалентны универсальным маслам категории A5/B5-04. Масла категорий C1-04 и C2-04 имеют малую вязкость и повышенные энергосберегающие свойства.
В классе E сохранена категория E2-96 вып. 5 – рядовые
масла для дизелей с турбонаддувом и без него, а также категория E4-99
вып. 3 – масла для высокооборотных дизелей, соответствующих нормам Евро
1–4 с увеличенным интервалом замены масла при работе в самых трудных
условиях эксплуатации. Введены две новые категории E6-04 и E7-04
для дизелей с турбонаддувом, соответствующих нормам Евро 1–4. Эти масла
могут использоваться в автомобилях, оборудованных сажевыми фильтрами и
нейтрализаторами, уменьшающими количество NOX, CO и CH.
Таблица. Эксплуатационные свойства и назначение моторных масел по классификации API
Бензиновые двигатели
|
Класс масла | SA | SB | SC | SD | SE | SF | SG | SH | SJ | SL |
Год введения (ориентировочно) | 1930 | 1940 | 1964 | 1968 | 1972 | 1988 | 1988 | 1992 | 1995 | 2001 |
Дизельные двигатели
|
Класс масла | CA | CB | CC | CD | CDII | CE | CF | CF-2 | CF-4 | CG-4 | CH-4 | CI-4 |
Год введения (ориентировочно) | 1940 | 1949 | 1951 | 1955 | 1987 | 1987 | 1994 | 1994 | 1990 | 1995 | 1998 | 2002 |
Продолжение следует...
|