Общие сведения
Состав масел. Все современные моторные и трансмиссионные масла
состоят из основы (базового масла) и специально подобранного пакета
присадок. В качестве базовых масел используются масляные фракции,
полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные
органические соединения, а также их смеси. Соответственно масла
подразделяются на: минеральные (mineral), синтетические (synthetic,
full synthetic), частично синтетические или полусинтетические
(semi-synthetic, tail synthetic). У некоторых производителей масел на
канистрах можно увидеть и другие надписи, обозначающие их
принадлежность к тому или иному виду, например 100% synthetic и т.п.
Если основа масла не указана на канистре, скорее всего, оно минеральное.
Вязкость масел — важнейшее их свойство. Она уменьшается с ростом
температуры и наоборот. Если вязкость мала, износ трущихся деталей
двигателя и трансмиссии ускорится. Малая вязкость усложняет обеспечение
герметичности узла. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных
температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель.
Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с
задержкой, вызывая «масляное голодание».
В трансмиссии увеличиваются потери мощности, передаваемой через агрегат, на внутреннее трение в масле.
По величине вязкости и ее изменениям в зависимости от температуры масла разделяют на:
· Зимние масла. Обладают малой вязкостью.
· Летние масла. Обладают большой вязкостью.
· Всесезонные масла. При низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких – летних.
Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными в основном потому, что их не надо заменять в течение года.
Эксплуатационные свойства масел определяют возможную область их
применения в различных двигателях и агрегатах трансмиссии. К ним
относятся: противоизносные, моющие, антиокислительные свойства,
коррозионная активность, склонность к образованию различных отложений и
т.д.
Классификация моторных и трансмиссионных масел
Существуют различные системы классификации и обозначения
масел, установленные национальными и международными стандартами. В
России это ГОСТ 17479.1-85 и ГОСТ 17479.2-85 для моторных и трансмиссионных масел соответственно.
Наибольшее распространение в настоящее время получили стандарты:
SAE (Society of Automotive Engineers) –
Общество автомобильных инженеров (США);
API (American Petroleum Institute) – Американский институт нефти (США);
ACEA (Association des Constructeurs Europeens de Automobile) –
Ассоциация европейских производителей автомобилей.
ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) –
Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов.
Классификация моторных масел
Моторные масла классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам.
В последние годы как отличительный признак учитываются
энергосберегающие свойства.
Классификация по ГОСТ 17479.1-85
В зависимости от вязкости, масла подразделяют на следующие классы:
· Зимние: 3з; 4з; 5з; 6з; 6; 82.
· Летние: 82; 10; 12; 14; 16; 20.
· Всесезонные: 3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16.
Буква «з», стоящая рядом с цифрой, указывает на то, что масло загущено
присадками для сохранения достаточной вязкости при рабочей температуре
двигателя. Во всех перечисленных классах чем больше числовое значение,
тем больше вязкость. Масло класса 8 можно использовать как летом, так и
зимой. В зависимости от области применения и типа двигателя масла
делятся на группы (от А до Е) с индексами: 1 – для бензиновых двигателей; 2 – для дизелей. Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей.
Классификация SAE
Редакция SAE J-300APR97 от
1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных
масел. Зимние содержат в обозначении букву «W» (англ. «Winter» – зима):
0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Летние обозначаются: 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла). Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.
Примерное соответствие всесезонных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J300DEC99
|
ГОСТ | 3з/8 | 4з/6; 4з/8 | 4з/10 | 5з/10; 5з/12 | 5з/14 | 6з/10 | 6з/14; 6з/16 |
SAE | 5W-20 | 10W-20 | 10W-30 | 15W-30 | 15W-40 | 20W-30 | 20W-40 |
Ориентировочные температурные диапазоны, при которых обеспечивается
холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами,
некоторых классов масел по SAE приведены на рисунке. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться.

Продолжение следует
|
|