Несмотря
на постоянное насыщение служб автосервиса многофункциональным и сложным
оборудованием, по-прежнему довольно высоким остается спрос на недорогие
контрольно-измерительные приборы, позволяющие оперативно и с достаточно
большой степенью точности замерять основные параметры двигателя и его
систем.
Основными
приборами такой экспресс-мини-диагностики остаются автомобильные
тестеры и современные стробоскопы с ксеноновыми источниками света,
которые широко используются при регулировках систем зажигания.
Среди
новинок в этом секторе рынка цифровой техники можно отметить
многофункциональный тестер DA-400(артикул V 510/1)компании «Валго —
Авто». Несмотря на небольшие размеры, он позволяет замерять 10 групп
параметров работы бензинового двигателя любого типа. Так, применяя его
в качестве тахометра, можно измерять скорость и стабильность вращения
коленчатого вала в пределах до 9000 об./мин, замерять и выставлять
параметры холостого хода. Четыре предела измерения напряжения помогают
контролировать работу электронных блоков и узлов, аккумулятора и
системы зарядки, основных датчиков.
Если
измерение сопротивления является обязательной функцией любого тестера,
то замерять длительность импульса работы инжектора и прерывателя
высокого напряжения, как это делает DA-400, в состоянии далеко не
каждый прибор. При подключении к тестеру выносного термодатчика его
можно использовать для замера температуры соленоидов, термостатов,
нагревателей и вентиляторов. Отдельные замеры температуры реально
проводить, применяя обычную схему с двумя контактными щупами. Назовем
еще и измерение длительности перерывов в работе циклически включаемых
узлов, тестирование диода генератора переменного тока и измерение
частоты. Размеры тестера -150x75x38 мм, вес - около 200 г.
Тестер
DМ-500(артикулУ510/2) -более сложный, но не более крупный прибор. Три
предела измерения постоянного тока и три — переменного, с точностью
измерения от 0,5 до 2,5 %. Столько же — по постоянному и переменному
напряжению. Здесь точность еще выше: до 0,5 %. Кроме этого — измерение
сопротивления, емкости, температуры, частоты (всего более 20
параметров) плюс проверка транзисторов и диодов, автоматический
индикатор выхода за пределы измеряемого диапазона. Прибор находит
короткое замыкание и обрыв цепей, измеряет длительность рабочего цикла.
1 2-разрядный индикатор с цифрами высотой более 1 5 мм позволяет
работать с прибором в условиях недостаточной освещенности. Размеры
тестера — 1 50 х 75 х 38 мм, вес - около 200 г.
Тестер
R-456 (артикул V 511), скорее, можно назвать не столько измерительным,
сколько диагностическим. Он относится к профессиональным приборам
средней ценовой группы с высокой точностью измерений. Кроме
стандартного набора обычных измерений (постоянные и переменные
напряжение и ток, сопротивление, емкость, длительность импульса и
частота) в набор функций входит тестирование состояния воздушного
фильтра и клапана картера, угла опережения зажигания, угла замкнутого
состояния контактов и степень износа кулачка. Кроме того, возможно
тестирование и диагностика состояния системы зажигания и зарядки
аккумулятора, цепей стартера и освещения. Размеры тестера -1 50 х 80 х
45 мм, вес - 1 50 г.
Тестер
R-772 (артикул V 511/1) -стрелочный прибор, обладающий всеми основными
функциями универсального измерительно-диагностического комплекса. Среди
наиболее интересных измерений — определение коэффициента соотношения
топлива и воздуха в рабочей смеси, измерение и диагностика баланса
мощности каждого цилиндра, комплексная проверка цепей зарядки
аккумулятора и стартера. С помощью этого прибора можно осуществлять
регулировку холостого хода обычных и многокамерных карбюраторов,
использовать его в качестве тахометра. Головка стрелочного индикатора и
схема прибора защищены от изменения полярности и перегрузки при
превышении пределов измеряемых параметров. Размеры тестера — 210x115x45
мм, вес - 400 г.
Стробоскопы все еще остаются
популярными и востребованными измерительными приборами, которые находят
применение в небольших сервисах, мастерских и у техников-индивидуалов.
Они просты в использовании, с ними возможно быстро и довольно точно
проверять состояние двигателя и его основных систем. Среди наиболее
распространенных стробоскопов стоит отметить измерители японской фирмы
Trisco.
Оптическая
система, построенная на мощной ксеноновой лампе, и конструкция
стробоскопа TL-122 (артикул V 516) позволяют измерять основные
параметры двигателя в пределах до 8000 об./мин даже при очень ярком
дневном или искусственном освещении. Его назначение — проверка работы
вакуум-корректора, центробежного регулятора, оценка состояния
кулачкового распределительного механизма. Ксеноновые стробоскопы
традиционно популярны при определении и установке угла опережения
зажигания. Особенность стробоскопа TL-122 — возможность обслуживания
небольших двигателей мотоциклов, скутеров, газонокосилок и т.п.
Стробоскоп
ТА-3100 (артикул V 517) — измерительно-диагностический прибор
профессионального класса. Здесь в качестве источника света также стоит
ксеноновая лампа с увеличенным световым потоком. Он может
использоваться для диагностики систем зажигания и измерения количества
оборотов коленчатого вала двигателей с числом цилиндров от трех до
шести. Измеряемые пределы — до 6000 об./мин, угол опережения зажигания
— до 60°, угол закрытого состояния контактов (в зависимости от
количества цилиндров) - от 60° до 120°.
Цифровые
и аналоговые тестеры - настоящая «палочка-выручалочка» для
квалифицированных электриков, особенно «старой закваски», продолжающих
отдавать им предпочтение, когда речь идет о первичном осмотре и
устранении простых неисправностей силового агрегата, его узлов и
систем. При небольшой стоимости и высокой точности измерения они служат
про- I стыми и надежными помощниками автоэлектрикам. Можно уверенно
говорить о том, что их будущее остается весьма и весьма перспективным.