У машины, работающей на газу, есть целый ряд преимуществ. Например, значительно
«чище» «выхлоп»: отработавшие газы менее опасны для здоровья человека и
окружающей среды (в 2 — 3 раза). Все более ощутимым становится экономический
эффект от его использования при нынешнем уровне цен на бензин: газовое
оборудование «легковушки» окупается уже через 20 тыс. км пробега. Но и
это еще не все. Газ по многим показателям предпочтительнее остальных видов
топлива. Например, повышенная теплота сгорания на единицу массы снижает
расход, а из-за уменьшения нагрузок на детали заметно увеличивается ресурс
двигателя и сокращается «угар» масла.
Кроме того, баллоны, в которых хранится газ, конструктивно рассчитаны
на высокое давление и имеют большой запас прочности, что исключает их
разрушение при авариях, тогда как топливные баки легко деформируются, и
вылившийся бензин может легко воспламениться.
В то же время целесообразность установки газового оборудования
продолжает вызывать споры у автомобилистов. Основные аргументы
противников сводятся к тому, что газ взрывоопасен и неприятно пахнет.
Сама по себе газовая смесь запаха не имеет, но для обнаружения утечки
ее подвергают одорации — придают специфический «аромат».
Неприятный «дух» одоранта иногда проникает в салон даже при полной
герметичности системы. Устранить дефект просто: нужно не реже одного
раза в месяц сливать конденсат в специальную емкость и не хранить
тряпки, использованные в процессе этой операции, в салоне автомобиля.
Иногда в неприятном запахе виноваты газы, выходящие из глушителя. Но
если быть до конца откровенным, то и бензин пахнет отнюдь не розами.
В общем, эксплуатация автогазобаллонной системы автомобиля
незначительно отличается от обычной. Необходимо просто знать
особенности газового топлива и выполнять некоторые рекомендации
специалистов.
Самый проблематичный момент для машины, работающей на газе — это пуск
двигателя. Автомобиль с инжекторным мотором всегда запускается на
бензине. Что же касается карбюраторного двигателя, то здесь есть
нюансы. Если машина эксплуатируется только в теплое время года, то и
говорить не о чем — заводите на газе. А вот если вы пользуетесь авто
при отрицательных температурах, то перед тем, как поставить машину на
длительную стоянку (на месяц или на ночь — значения не имеет),
желательно заранее перевести ее на бензин, что значительно облегчит
запуск двигателя.
Относительная тишина и отсутствие детонации обеспечиваются за счет
того, что октановое число у газа выше, чем у жидкого топлива (около 100
единиц). В силу свойств газа и конструктивных особенностей системы
питания на 5 — 7% снижается мощность силового агрегата и ухудшается
динамика разгона, но при эксплуатации автомобиля в городе эта разница
не слишком заметна.
Бытовым газом заправляться не стоит — он для этого не предназначен. Не
допускается и превышение заполнения баллона свыше расчетного, так как
возрастает давление, а это опасно.