Современные
автомобили достаточно экономичны. Но в реальных условиях эксплуатации
потребление топлива может быть больше, чем указано в их технических
характеристиках. Связано это не только с интенсивным движением и
пробками на дорогах, но и с индивидуальным стилем управления,
применяемым водителем.
Общие сведения
Затраты топлива при движении автомобиля зависят
от мощности двигателя, скорости движения и связаны с преодолением сил
аэродинамического сопротивления воздуха, качения шин и потерь на трение
в его механизмах. При ускорении добавляются силы инерции, а при
движении в гору — сопротивление подъема. Кроме того, расход топлива
определяется условиями эксплуатации — загруженностью дорог, рельефом
местности, состоянием дорожного покрытия, временем года и т.д.
Аэродинамическое сопротивление
возрастает с увеличением скорости автомобиля и уже при 50–60 км/час
превышает любую другую силу, препятствующую движению. На 100–120 км/час
оно становится значительно больше, чем все остальные силы сопротивления
вместе взятые.
Сопротивление качению связано с массой автомобиля, типом шин, давлением в них и немного увеличивается с ростом скорости движения.
Потери на трение в механизмах автомобиля определяются в основном вязкостью используемого масла и зависят от скорости движения.
Силы инерции, препятствующие разгону, возрастают с его интенсивностью.
Сопротивление движению в гору увеличивается в зависимости от угла подъема.
Затраты для привода вспомогательных устройств
— генератора, компрессора кондиционера, гидроусилителя рулевого
управления и т.д. — составляют примерно 2–5% от общего расхода топлива.
Контрольный расход топлива, указываемый в технических
характеристиках, определяется по результатам стендовых испытаний
автомобилей, исходя из общепринятой методики и одинаковых условий. При
этом на величину расхода топлива влияние технического состояния машины,
реальных условий эксплуатации и индивидуального стиля управления
водителя исключено.
В результате этот показатель оказывается очень условным, но он нужен
для объективной оценки и сравнения топливной экономичности различных
автомобилей.
Эксплуатационный расход топлива это фактически потребляемое
автомобилем количество бензина в реальных условиях эксплуатации. Они
существенно отличаются от идеальных, особенно если это городская езда
или движение по бездорожью, тем более зимой. В связи с этим
эксплуатационный расход, как правило, выше контрольного.
Конструкция транспортного средства во многом определяет расход топлива — он будет выше для легкового автомобиля:
с большими размерами, массой и мощным двигателем;
полноприводного (и тем более вседорожного);
имеющего аэродинамически несовершенную форму кузова;
с карбюраторным двигателем (в сравнении с “впрысковым”);
имеющего двигатель с двумя клапанами на цилиндр (в сравнении, например, с четырехклапанным);
с автоматической коробкой передач;
снабженного усилителем руля и кондиционером.
Экономичное управление автомобилем
Большое влияние на расход топлива оказывает техника
вождения — правильный выбор передач, оптимальная скорость движения на
прямых участках, поворотах, спусках и т.д. На практике применяют
различные способы экономичного вождения, так как отсутствует
универсальный, пригодный для всех дорожных условий, типов автомобилей и
любого водителя. В качестве примера можно привести наиболее
распространенные способы:
Экономичный — сокращение расхода топлива
достигается за счет плавности движения и грамотного использования
дорожной ситуации (полосы движения, режима включения светофоров и
т.д.). Скорость движения автомобиля на высшей передаче ограничивается
даже на автомагистралях величиной 80–90 км/ч. При разгонах вторая,
третья и последующие передачи включаются как можно раньше, когда
частота вращения двигателя не превышает 2000 об/мин.
Так управлять автомобилем не всегда возможно и достаточно утомительно,
но это оптимальный способ экономии. При этом удается заметно снизить
расход, а двигатель и другие механизмы автомобиля используются в
щадящем режиме.
Динамичный — отличается от экономичного
только тем, что вместо плавных ускорений применяют короткие, энергичные
разгоны. За счет максимального сокращения их времени ускорения удается
частично компенсировать возросший расход топлива.
Специальный — применяется в соревнованиях на экономичность вождения и позволяет снизить до минимума расход топлива1.
Он малопригоден для повседневной эксплуатации и небезопасен из-за
слишком медленного режима движения, зачастую не совпадающего со
скоростью потока транспорта. Кроме того, для получения максимальной
экономии изменяют заводские регулировки двигателя, передаточные числа
трансмиссии, уменьшают количество смазки в механизмах и т.д., что
ухудшает динамические свойства автомобиля и снижает ресурс его узлов.
Рекомендации
Прежде всего автомобиль должен быть исправен и
правильно отрегулирован согласно инструкции по эксплуатации. Многие
неисправности приводят к такому перерасходу топлива, который не
компенсировать никакими, самыми эффективными приемами вождения.
Разгонять автомобиль до максимальной скорости, даже кратковременно,
крайне нежелательно как с точки зрения безопасности, так и из
соображений экономии. Чем больше ускорение и скорость, тем больше
сопротивление движению и затраты на привод вспомогательных устройств и
соответственно выше расход топлива.
Наименьшему расходу топлива способствует плавное движение автомобиля, без резких разгонов и торможений. Каждое
нажатие на педаль акселератора (газа) для ускорения и последующее — на
педаль тормоза для замедления ведет к его перерасходу.
Целесообразно применять следующие приемы экономичного управления автомобилем:
сокращать до минимума работу двигателя на холостом ходу, в том числе для прогрева в холодное время года;
рассчитывать время поездки, чтобы двигаться спокойно, не спеша2;
двигаться
как можно равномернее, перед поворотами желательно выбирать скорость,
позволяющую пройти их безопасно, не притормаживая, без переключения
передач и последующего разгона;
при разгоне как
можно раньше включать очередную повышающую передачу, не допуская
увеличения частоты вращения двигателя свыше 2000 об/мин.
на
горизонтальных участках дорог с хорошим покрытием желательно двигаться
с использованием пятой (при ее отсутствии — четвертой) передачи;
при
резких изменениях условий движения допустимо переключать передачи через
одну (например, с пятой на третью и наоборот), а в крайних случаях и
через две ступени;
по завершении обгона, который из
условий безопасности необходимо производить с максимально возможным
ускорением, необходимо как можно раньше вновь включать высшую передачу3.
на
автомобилях с автоматической коробкой использовать “экономичный” или
“зимний” режимы, которые обеспечивают переключение передач при более
низких оборотах двигателя и экономию топлива в отличие от других
режимов, например “спортивного”;
выключать двигатель при длительных остановках, например в “безнадежных” пробках или при закрытом железнодорожном переезде4.
Кроме того, желательно:
применять качественный бензин с достаточным октановым числом;
использовать моторное и трансмиссионное масло с минимально допустимой вязкостью (с учетом климатических условий);
устанавливать колеса и шины только с размерами, рекомендованными автозаводом, и поддерживать в них соответствующее давление;
периодически проверять и по необходимости регулировать углы установки колес;
следить за состоянием тормозов, чтобы исключить подтормаживание, и за сцеплением во избежание его пробуксовки;
вовремя обслуживать и устранять неисправности в системах зажигания и питания топливом;
своевременно менять воздушный фильтр;
использовать кондиционер только когда это действительно необходимо;
не
открывать без нужды окна, особенно на трассе, так как в большинстве
случаев достаточно эффективности штатной системы вентиляции.
не устанавливать дополнительные внешние элементы (именуемые обвесом) — “кенгурятники”, зеркала, антенны, фары, фартуки и т.д.;
сразу же после использования снимать багажник с крыши;
не возить с собой лишний груз — канистры, запчасти, ненужные в дороге инструменты и прочее.
Экономить топливо помогают следующие приборы, устройства и системы.
Тахометр — показывает обороты двигателя, большинство современных
автомобилей ими оснащено. При отсутствии тахометра его можно установить
дополнительно. Различные типы этих приборов имеются в продаже.
Эконометр — измеряет разряжение во впускном трубопроводе и
позволяет определять нагрузку, при которой работает двигатель. Когда
стрелка прибора в зеленой зоне, режим работы двигателя с точки зрения
экономии топлива оптимален. Этот прибор имеется на некоторых
автомобилях или может быть установлен дополнительно.
Маршрутный компьютер5
— наиболее информативное устройство, обеспечивающее, кроме прочего,
контроль текущего, среднего и общего за поездку расхода топлива. Эти
сведения позволяют водителю наиболее объективно выбирать режимы работы
двигателя в соответствии с условиями движения и оптимизировать величину
расхода топлива. Многие современные автомобили оснащаются таким
устройством при изготовлении. Для отечественных автомобилей с
впрысковыми двигателями маршрутные компьютеры производятся как
дополнительное оборудование.
“Круиз-контроль” — система, устанавливаемая на многие иномарки,
позволяет автоматически поддерживать выбранный водителем скоростной
режим движения автомобиля, что особенно выгодно на загородных шоссе.
1 В частности, на подготовленных
автомобилях ВАЗ-2110 удается снизить расход топлива до 4,0–4,5л/100км
при средней скорости движения около 60км/час.
2 С точки зрения экономии топлива не всегда
целесообразно развивать на скоростных трассах максимально допустимую
скорость, когда есть возможность двигаться в одном из рядов чуть
медленнее. 3 Например, при движении на пятой передаче возникла
необходимость обгона. Для этого можно включить третью передачу, резко
разогнаться, обогнать, вновь занять свой ряд и снова включить пятую.
4 Но при этом надо учитывать, что в холодное время
года или в сырую погоду с неработающим отопителем оконные стекла могут
запотеть или обмерзнуть, ухудшая обзор.
5 Многие современные автомобили оснащаются таким
устройством при изготовлении. Для отечественных автомобилей маршрутные
компьютеры производятся как дополнительное оборудование.