Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию масла нецелесообразно или невозможно. |
Легко проникая в зону контакта трущихся деталей,
смазки удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, как это
происходит с маслом.
Наименование смазок
В бывшем СССР до 1979 г. наименования смазок
устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное
название (Солидол-С), другие — номер (№ 158), третьи — обозначение
создавшего их учреждения (ЦИАТИМ-201, ВНИИНП-242). В 1979 г. был введен
ГОСТ 23258-78, согласно которому наименование смазки должно состоять из
одного слова и цифры.
За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции). Это привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок.
За рубежом фирмы-производители вводят наименование смазок произвольно из-за отсутствия единой для всех классификации по эксплуатационным показателям (за исключением классификации по консистенции). Это привело к появлению огромного ассортимента пластичных смазок.
Применение пластичных смазок в узлах автомобиля
Отечественные автомобили смазываются в соответствии со своей картой смазки. В случае ее отсутствия можно воспользоваться табл. 1.
Не каждая смазка допускает перемешивание с другой, поэтому перед закладкой новой рекомендуется тщательно удалить остатки старой. Сделать это необходимо еще и потому, что старая смазка содержит продукты износа.
Подавляющее большинство современных смазок (в том числе литиевые) имеют температуру плавления* значительно выше 100°С. Специалистам известны случаи продажи банок с наименованием ШРУС-4, которые были наполнены дешевой смесью порошкообразного графита и Солидола с максимальной температурой применения 65°С.
Сомнительную смазку (например, Литол-24) можно проверить. Попробуйте опустить емкость с ее небольшим количеством в кипящую воду. Плавление смазки означает, что это не Литол-24 и применять ее нельзя.
При покупке обратите внимание, есть ли на упаковке координаты производителя. Их отсутствие — достаточный повод для отказа от приобретения такой “смазки”.
Таблица 1. Применение смазок в узлах автомобиля
Узел трения | Наименование смазки |
Регулируемые подшипники ступицы, нерегулируемые подшипники полуоси | Литол-24, ЛСЦ-15, Зимол, Лита |
Подшипники промежуточной опоры карданного вала | Литол-24, ЛСЦ-15 |
Подшипники генератора, стартера и других электродвигателей, оси октан-корректора распределителя зажигания | Фиол-2М*, Литол-24, Зимол, № 158, ЦИАТИМ-201 |
Игольчатые подшипники карданных шарниров | Фиол-2У*, ШРУС-4*, № 158 |
Шарниры равных угловых скоростей | ШРУС-4 |
Шарниры подвески и рулевого управления, имеющие пресс-масленки | ШРБ-4, ШРУС-4, Литол-24 |
Герметизированные разборные шарниры подвески | ШРБ-4* |
Герметизированные шарниры рулевого управления | ЛСЦ-15* |
Герметизированные неразборные шарниры подвески | ШРБ-4* |
Шлицевые соединения | ЛСЦ-15*, Литол-24 |
Оси, валики, подшипники скольжения, петли, тросы в оболочках | ЛСЦ-15*, Литол-24, ЦИАТИМ-201 |
Гибкий вал спидометра | ЦИАТИМ-201 |
Переключатель указателей поворота | КСБ* |
Шарниры и оси привода педалей газа, выключения сцепления | ЛСЦ-15* |
Шарниры подвески и рулевого управления легковых автомобилей ГАЗ | ВНИИ НП-242*, Фиол-2У |
Рессоры | Графитная, Лимол, ВНИИ НП-232 |
Монтаж деталей, работающих в контакте резина – металл | ДТ-1 |
Стеклоподъемники, замки, стопорные механизмы дверей | ЛСЦ-15* |
* Применяется в качестве несменяемой на весь период эксплуатации. |
Не каждая смазка допускает перемешивание с другой, поэтому перед закладкой новой рекомендуется тщательно удалить остатки старой. Сделать это необходимо еще и потому, что старая смазка содержит продукты износа.
Подавляющее большинство современных смазок (в том числе литиевые) имеют температуру плавления* значительно выше 100°С. Специалистам известны случаи продажи банок с наименованием ШРУС-4, которые были наполнены дешевой смесью порошкообразного графита и Солидола с максимальной температурой применения 65°С.
Сомнительную смазку (например, Литол-24) можно проверить. Попробуйте опустить емкость с ее небольшим количеством в кипящую воду. Плавление смазки означает, что это не Литол-24 и применять ее нельзя.
При покупке обратите внимание, есть ли на упаковке координаты производителя. Их отсутствие — достаточный повод для отказа от приобретения такой “смазки”.
* Температура, при которой смазка начинает стекать с поверхностей трения.