АВТО.ru Информационный портал


Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18.05.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Реклама
Я жду Тебя
Кнопки
free counters
Пробки на Яндекс.Картах
Главная » 2009 » Июнь » 29 » Вентиляция в автомобиле
Вентиляция в автомобиле
15:56


Радикальный способ борьбы с жарой — кондиционер или система климат-контроля. Однако они есть не на всех автомобилях. Другой путь — грамотно применять штатное оборудование и другие доступные средства.

Общие сведения

Каждая машина, изготовленная в России или ввозимая на ее территорию, должна быть оснащена1 принудительной и естественной вентиляцией салона, соответственно:
  • устройствами, нагнетающими в него наружный воздух. Как правило, для этого задействуют нагнетательную часть отопителя (электровентилятор с воздуховодами и дефростерами2), отключая нагрев3;

  • открывающимися окнами, форточками, вентиляционными люками, выпускными клапанами на кузове, т.е. всем, что обеспечивает воздухообмен внешней среды с внутренним пространством машины под действием естественного перепада давлений снаружи и внутри нее.
Однако возможности вентиляции ограничены. Практика показала, что при внешних температурах выше +22°C тепловой комфорт в салоне недостижим. Но приемлемые условия в нем можно создать даже при +26-28°C. Из доступных способов наиболее результативен обдув человека ламинарным (спокойным) воздушным потоком со скоростью 1-2 м/с4 и температурой, близкой к наружной (однако не выше, чем на 1-3°C). Сложность же в том, чтобы сделать движение воздуха по салону равномерным и обеспечить одинаковые условия водителю и пассажирам.


ГОСТ Р 50993-96 устанавливает лишь минимально допустимый уровень эффективности вентиляции.

Тепловой комфорт – оптимальное, воспринимаемое как приятное, сочетание следующих параметров: температуры, влажности и подвижности воздуха, интенсивности солнечной радиации, степени физической активности человека, а также теплозащитных свойств его одежды.

Их влияние на людей взаимосвязано. Например, при прочих равных условиях температуру воздуха, нагретого до 27-29°С, человек воспринимает в зависимости от скорости потока, соответственно: при 0,15-0,3 м/с – как 24-26°С, а 0,5-1,0 м/с – 20-22°С.



Нормализация микроклимата в салоне

Несмотря на многообразие конструкций автомобильных кузовов и систем вентиляции, в общем случае нужно решить две относительно независимые задачи — максимально возможно ограничить приток тепла внутрь кузова и эффективно удалить из него тепло, которое все-таки поступило.

Основные причины нагрева салона:
  • солнечная радиация — 30-50% общих теплопоступлений. Проникая через прозрачные или открытые элементы кузова (стекла, люки), она нагревает детали интерьера на 10-25°C выше температуры внешней среды;

  • теплопередача через непрозрачные наружные панели кузова (15-20%). Причем светлые нагреваются значительно меньше темных. Например, коэффициент поглощения теплоты солнечной радиации сталью, окрашенной в белый цвет, составляет менее 0,3, темно-зеленый и темно-красный — близок к 0,9, а черный — практически равен единице;

  • теплопоступления от водителя и пассажиров (12-40%). Зависят от количества людей в салоне, поэтому ограничить этот нагрев невозможно;

  • теплопоступления от работы двигателя и агрегатов (5-15%).
Удаление избытков тепла

На движущуюся машину воздух давит неравномерно. Систему вентиляции разрабатывают так, чтобы он входил в салон спереди кузова, где давление повышено, а выходил в зонах разряжения — сбоку, сзади или в щели дверных проемов (рис. 1).



Рис. 1. Типовая схема вентиляции салона


Правильно спроектированная система при закрытых окнах салона создает в нем избыточное давление, препятствующее попаданию внутрь загрязненного и запыленного воздуха. Однако в жаркие дни (при температурах выше +22°C) стекла, как правило, опускают. Поэтому в салон поступает воздуха больше, чем может выйти через выпускные устройства, и он, не найдя другого пути, выходит наружу через те же самые оконные проемы. Внутри кузова образуются локальные (местные) вихревые зоны, как с повышенным, так и пониженным давлением. Это приводит к тому, что один человек оказывается в “застойной” области и ему жарко, а другой — сидит на ветру, мерзнет. Но если открыть окна больше, чем необходимо для притока воздуха, будет еще хуже — некомфортно станет всем.


Рекомендации

Общее направление улучшения микроклимата в салоне — уменьшая его нагрев, интенсивнее отводить тепло.

Штатная система вентиляции

Весной полезно освежить в памяти возможности, заложенные в конструкцию автомобиля, — перечитать руководство по его эксплуатации.

Затем нужно проверить и, если необходимо, отремонтировать систему. Ее элементы должны:
  • кран или заслонка отопителя — полностью перекрывать путь через теплообменник, соответственно, охлаждающей жидкости либо воздуху;

  • дефростеры на панели приборов — регулировать интенсивность и направление воздушных потоков;

  • заслонки, распределяющие воздух, — отсекать его подачу в зону ног водителя (пассажиров), чтобы не поднимать с пола пыль, которой будут дышать люди. Хотя на автомобилях с недостаточной или отсутствующей теплоизоляцией моторного отсека и агрегатов может быть необходима подача воздуха и вниз (пунктирные линии на рис. 1, 2, 4). В любом случае, чем чище в салоне, тем легче переносить жару;

  • вентилятор отопителя — работать во всех предусмотренных режимах. Его включают по мере надобности, увеличивая приток воздуха в салон.
Дополнительные меры и устройства

Помимо ревизии штатной системы вентиляции целесообразно:
  • затонировать стекла в пределах, допускаемых правилами дорожного движения, а при покупке предпочесть автомобиль с заводской тонировкой либо атермальными (задерживающими до 50% солнечной радиации) стеклами;

  • нанести затемненную полупрозрачную полосу в верхней части ветрового стекла;

  • установить легкие, лучше светлые, шторки на заднем и боковых (исключая передние) окнах;

  • отполировать снаружи кузов, особенно крышу — блестящая поверхность лучше матовой отражает солнечные лучи, которые поэтому меньше ее нагревают;

  • защитить внутренние поверхности кузова от тепла, выделяемого при работе двигателем, выпускной системой, коробкой передач и др. агрегатами, — восстановить штатные экраны и изоляцию или поставить дополнительные;

  • врезать потолочный люк, работающий “на вытяжку”. Эффективнее монтировать его ближе к задней части автомобиля — чтобы “успокоить” входящие воздушные потоки и выпустить их в зоне последнего ряда сидений (рис. 2). Но с места водителя управлять таким люком невозможно.



    Рис. 2. Влияние расположения потолочного люка на характер распределения воздушных потоков в салоне


    В любом случае следует помнить, что под обивкой потолка проходят силовые элементы кузова, поэтому расположение люка должно соответствовать рекомендациям завода-изготовителя машины;

  • опустить стекла в движении тоже можно. Но потоки воздуха распределяются по салону каждой модели автомобиля по-разному. Это зависит от его размеров, расположения и формы сидений, количества окон, степени их открытия и т.п. В большинстве случаев оптимально — приспустить стекла до четверти хода (проема) в обеих передних и правой задней дверях (рис. 3);



    Рис. 3. Характер распределения потоков воздуха при оптимальном открытии окон


  • открыть на несколько минут все двери после длительной стоянки на солнцепеке. Нагретый воздух выйдет из машины;

  • протереть (в “сухую” жару) мокрой тряпкой съемные резиновые коврики (корытца) на полу. Постепенно испаряясь, вода увлажнит воздух в салоне, и ехать будет легче.
Кроме того, могут быть полезны:
  • накладки (дефлекторы) на воздухозаборники и выпускные решетки (отверстия) кузова (рис. 4). Первые направляют поток в кузов и защищают систему вентиляции от тополиного пуха, опавших листьев и т.п. мусора, а также снега зимой. Вторые — увеличивают разряжение в месте выхода воздуха из салона. Причем степень повышения эффективности воздухообмена зависит от конструкции дефлекторов, их размеров и формы, а также особенностей автомобиля — угла между капотом и ветровым стеклом, расположения входных и выходных отверстий и т.п. Поэтому, прежде чем ставить какие-либо устройства, желательно уточнить их действенность (по журнальным публикациям, отзывам знакомых и т.д.);



    Рис. 4. Дополнительные дефлекторы: а — на входе воздуха в кузов; б — на выходе воздуха из кузова


  • полупрозрачные “уголки” в верхнем заднем (по ходу движения) углу оконного проема передних дверей (рис. 5) — защищают лица пассажиров на заднем сиденье от потока воздуха.



    Рис. 5. “Уголок”


    Однако накладки и уголки начинают “работать” при скорости движения 40-60 км/ч и выше.

  • козырьки на боковые окна (рис. 6) — во время дождя позволяют приспустить стекла, обеспечивая вентиляцию и не давая каплям воды попасть в салон.



    Рис. 6. Козырьки на дверях. На задних без неподвижных треугольных стекол, козырьки менее эффективны, чем спереди — приспущенное стекло оставляет щель, в которую попадают капли дождя.


    Неоднозначные решения

    Дополнительные отверстия, которые автовладельцы иногда самостоятельно сверлят в торцах дверей и задней панели багажника (в зонах пониженного давления), чтобы улучшить вытяжку, эффективны не всегда. Например, в седанах основное сопротивление выходу воздуха часто оказывают не штатные выпускные каналы, а перфорация обивки салона. Но если польза подобной модернизации подтверждена практикой, просверленные в кузове отверстия защищены от коррозии (краской, мастикой), а грузовой отсек и салон — от пыли (клапанами), можно повторить опыт.

    Салонный вентилятор лишь заставит циркулировать нагретый воздух. Однако если “родная” система вентиляции не предусматривает нагнетание в дефростеры панели приборов, направленный в лицо несильный поток от дополнительного вентилятора может облегчить самочувствие.

    Рециркуляция — на некоторых машинах есть штатный режим, при котором воздух снаружи не поступает, а вентилятор отопителя гоняет его внутри автомобиля. Это ускоряет прогрев салона зимой. Но при необходимости такой режим можно применить и летом — например, в городских пробках минут десять не дышать выхлопными газами. Потом необновляемый воздух нагревается все сильнее, и людям становится душно. Кроме того, от выдыхаемой ими влаги могут запотеть стекла изнутри.

    Благодарим специалистов Дмитровского автополигона (НИЦИАМТ) за помощь в подготовке материала.


     1 ГОСТ Р 50993-96 “Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности”. При сертификации его выполнение контролируют специальные технические службы.
     2 Дефростер — устройство обдува стекла и подачи воздуха в салон. Выходные сопла дефростеров на панели приборов снабжены регулировочными заслонками, перекрывающими и направляющими поток воздуха.
     3 В зависимости от конструкции, перекрывают поток охлаждающей жидкости из двигателя в радиатор отопителя либо в обход него направляют воздух.
     4 1-2 м/с=3,6-7,2 км/ч. Скорость пешехода, идущего деловым шагом, — 4-5 км/ч. Поэтому указанная подвижность воздуха субъективно сопоставима с ощущением от овевания воздухом лица при ходьбе.
Просмотров: 3181 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Новости с колес
Друзья сайта
  • АвтоДайджест

  • Официальный блог

  • Сообщество uCoz

  • Вебмастерам

  • Заработок в сети

  • КАК ПОВЫСИТЬ тИЦ И Page Rank САЙТА И ПОЛУЧИТЬ 10 575 ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ДЕНЬ!
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0




    Rambler's Top100
    Партнеры
    Более 1 млн. москвичей ищет информацию о товарах и услугах у нас!
    Поиск
    Copyright MyCorp © 2024